Пойдем в Куриб
nnikolaevna75 — 17.11.2021 Многие туристы, поднимающиеся в Гамсутль, смотрят на небольшое разрушенное селение внизу на соседней горе и спрашивают, что это такое? Там кто-то живет? В последнюю осеннюю поездку мы решили раскрыть для себя и для всех этот вопрос.Поселок, расположенный ниже Гамсутля, называется Куриб. Существовал Куриб 1 и Куриб 2. Оба Куриба, как я прочитала в интернете, считались гамсутлевскими хуторами. Вот туда мы и отправились.
1.
До Куриба идет вполне сносная дорога, по которой может проехать, наверное, любой внедорожник. Мы же решили пойти пешком, чтобы в полной мере насладиться красотами и золотой осенью. Маршрут намечался не особо длинный (туда-обратно порядка 10 км) и без каких-либо экстремальных подъемов (не больше 200 метров по всей длине маршрута).
2.
3. Вот над головой высится Гамсутль, с этой точки его немногие снимали.
4. Переходим небольшой ручей. Наверное, весной он полноводен, сейчас же его можно без труда перейти по камням.
На Кавказе не обращаешь внимание на небольшие подъемы, потому я даже удивилась, когда увидела, как далеко внизу осталась речка Цамтичай. Только деревья на берегу создают понимание размеров и расстояний.
5.
Мы сворачиваем с дороги на тропу, куда приведет тропа непонятно, но именно по ней прошел только что пастух. А пастухи знают, куда надо идти.
6.
7.
8.
Тропа вывела нас на террасы и извилистую дорогу. Решив оставить Куриб 1 на обратный путь, мы сразу пошли в Куриб 2.
9.
10.
Дорога была красивой и вкусной.
11.
12.
13.
14.
Красивой из-за открывающихся пейзажей, вкусной, потому что кругом росли фруктовые деревья, причем явно поздних сортов. Ну, сами подумайте, начало октября, а на яблонях висят яблоки - красные, белые, мелкие, крупные, сладкие, кислые, сочные, хрустящие, на все вкусы. Местная груша, похоже, немного выродилась, однако груши на ней еще не поспели, они мелковаты, еще вязкие и уже сочные. Я набрала домой пакет груш, в отличие от дичка они не потемнели при созревании, а пожелтели. Крупный спелый терновник размером с 5-рублевую монету. Желтые ягоды, наверное, алыча. За ней я не полезла, она росла на другой террасе, а спуск надо было искать.
15.
Летом вдоль дороги в этом направлении росли абрикосовые деревья. Мы решили, что при советской власти здесь скорее всего были колхозные сады, где выращивались вкусные и полезные фрукты. Сейчас же многие деревья выродились, другие погибли, теперь тут лишь остатки фруктовых деревьев и пасущиеся коровы.
Куриб 2 заброшен, людей тут нет, однако меня все-таки встретили местные жители.
16.
17.
Да-да-да! Все местное "население" вышло мне навстречу. Очень симпатичное и любопытное.
Лошади фактически ручные, не убегают и с удовольствием позируют.
18.
19. Это они так выстроились, чтобы на меня посмотреть.
20. Ослики - игривые забияки. Тоже пришли полюбопытствовать, кто к ним пожаловал.
Обойдя Куриб 2 мы пошли в Куриб 1.
Селение почти нежилое. Стоят руины жилых домов, остатки загона для скота. Вероятно, здесь была ферма.
21.
22.
А какие виды открываются.
23.
Только один дом с того места, где мы стояли, выглядит жилым.
24.
25.
26.
Куриб находится на соседней с Гамсутлем горе. Отсюда хорошо видно и Гамсутль, и тропу, по которой идут туристы.
27.
Пока мы рассматривали Куриб, Гамсутль, Чох, близлежащие горы из-за какого-то дома вышел человек и позвал нас попить чаю. Наверное, мы бы отказались, если бы не вспомнили про кавказское гостеприимство.
Итак, Магомед - житель Куриба, проживающий тут круглый год. Я не скажу, какого он возраста, наверное, за 50. Жилище у Магомеда скромное, старенькие диванчик, стол, стулья. Тут нет особого уюта, все очень и очень аскетично. Мы сидели на веранде и ждали, когда Магомед принесет чайник. И он принес не только чайник, но и тушенку. Свою самодельную. Горячую и очень вкусную. Тушенку он варит и из говядины, и из конины. А вот от меда мы дружно отказались. Я побоялась множества пчел, летающих вокруг, а мой товарищ оказался не особым любителем меда.
По-русски Магомед говорит с акцентом, очень бегло, хотя уже минут через 5 я понимала его без всяких проблем. Мы воспользовались шансом поговорить с ним.
Он родился в этом поселке. Мать его держала скотину, аж 15 коров было. Сам Магомед держит скотину и пасеку. Лошади и ослики в Курибе 2 принадлежат ему. Еще у него есть коровы и куры. А вот собаки нет. (Наверное, собака - недешевое удовольствие в наше время. И хотя это надежный страж, но винтовка обходится дешевле.) Так что у Магомеда есть винтовка и есть те, против кого нужна винтовка. Дело в том, что в этих местах завелись волки, стая 9 особей. Умные, хитрые и бесстрашные хищники. Их прогоняют, они уходят, делают круг и через пару часов снова возвращаются на исходное место. За лето они загрызли у Магомеда 4-х телят.
Магомед рассказал, что раньше он еще грядки засевал, теперь нет на них времени, хватает пчел и скотины. Да и это лето было очень жарким, тяжелым и для людей и для скотины. Хорошее лето, когда ночью дождь, а днем жарко, тогда всем хорошо, и урожай хорошо растет. Летом Магомед также собирает и сушит всевозможные травы, так что у него целая природная аптека дома.
Пару раз в месяц Магомед ездит за продуктами в ближайший жилой поселок.
Магомед подтвердил наши догадки, на террасах с фруктовыми деревьями действительно когда-то был колхозный сад. В Курибах находилась большая ферма, и народу проживало много. Около 1200 человек.
Курибские дети ходили в школу в Гамсутль, там в конце поселка была 4-летняя школа. После ее окончания дети начинали ходить в школу в Чохе. Сейчас даже представить сложно, что можно ежедневно совершать такие пешие походы в школу и из школы. Может быть, до Чоха была какая-нибудь короткая дорога, например, по ущелью между горами. Но даже этой дорогой идти далековато.
Своего кладбища в Курибе не было. Умерших жителей Куриба и даже Чоха хоронили в Гамсутле.
Сейчас в Курибе остался только Магомед (я хотела спросить его про второй дом с другой стороны аула, что тоже выглядит жилым, да забыла). Летом и осенью тут время от времени живет брат Магомеда. На сколько я поняла, он пастух.
Электричества в поселке нет, однажды в непогоду столб электропередач повалило, с тех пор приходился довольствоваться солнечными батареями.
Еще Магомед поведал, что последний житель Гамсутля Абдуджалил приходился ему троюродным братом. Рассказал, что жители Гамсутля уезжали в основном в Чох-Коммуну и Махачкалу. Но их все равно тянет к родным местам, потому многие стараются построить у подножия Гамсутля дачи, многие приезжают в эти места несколько раз в год, чтобы просто посмотреть и погулять. А еще сказал, что у бывших жителей и их потомков сохранились фотографии старого Гамсутля. Я думаю, рано или поздно они всплывут в интернете. Уже дома я снова попробовала найти какие-нибудь старые фото Гамсутля и даже нашла несколько штук.
Сидели мы недолго. С одной стороны, неудобно было надолго отвлекать человека, у которого целый воз дел. С другой стороны, надо было успеть дойти до машины до темноты.
28. Магомед провел нас по поселку, показал интересные камни, история которых неизвестна.
Потом показал место, где, как он сказал, будет проведена канатная дорога. Думаю, что это будет не канатная дорога, а зиплайн. Так что скоро туристы Магомеда будут посещать чаще. Вроде даже есть мысли и идеи связать канатной дорогой Чох, Куриб и Гамсутль. Я не знаю, на сколько это фантастический проект, мне он кажется маловероятным.
На прощание Магомед показал нам тропу, по которой можно было быстрее спуститься на дорогу, а не петлять по дороге в обход.
Фотографий с этой встречи я не сделала, почему-то застеснялась, почувствовала неловкость. Втихушку не снимала, а спросить разрешения на съемку не решилась.
В скором времени мы уже шли по дороге. А потом спустились к реке.
Нас встречают.))
29.
30.
31. И провожают.
32.
Наверное, можно было пойти к машине вдоль реки, да кто ж знает, какая там дорога, и есть ли она вообще. Рисковать мы не стали, снова поднялись на дорогу и в скором времени вышли к машине.
|
</> |