Пояснения и замечания к моему определению фашизма
bp21 — 05.02.2024В этом тексте я предложил и сформулировал свое определение и формулу фашизма, исходя из самой сути этого общественного явления – «фашио» (единение, союз, пучок, связка). Или по-другому, как процесс и механизм единения (сплочения) общества и государства для достижения общественно значимых целей, либо сверхидеи на основе идеологии и практики тоталитаризма и методов подавления плюрализма, личной свободы и гражданских прав. Сделал развернутое обоснование определения и дополнил его диагностическими признаками от Умберто Эко, а также позже диагностическими признаками от Николая Алексеевича Сергеева, автора книги «Гидра. Том 1». Получилось определение, которое в целом не только не противоречит историческому опыту фашистских стран прошлого, но и подходит для характеристики некоторых современных государств, по которым у разных специалистов нет согласия.
Фашизм – тоталитарный режим леворадикального уклона с правом крупной частной собственности и с единением государства и народа (общества) вокруг национально значимой идеи и олицетворяющего ее вождя.
Казалось бы, всё четко, ясно и понятно. Результат долгих поисков и размышлений, наконец-то, достигнут. Оставалось лишь описать и уточнить некоторые детали.
Ага, не тут-то было! На форум зашли два ЖЖ-друга (daily_madness и derik_536) и устроили мне обоснованную критику по некоторым пунктам определения, показав ошибки левацких подходов в формулировке. Я согласился со многими их аргументами и поправил определение и формулу фашизма. В итоге, казавшаяся поначалу четкость определения исчезла, на смену ей опять вернулись противоречивость, неоднозначность, в чем-то расплывчатость.
Короче, опять получилось так, как это часто случается в гуманитарных науках. Аналогия: там, где в математике четко 2+3+4=9, в экологии уже появляются сложности - 2+3+4=9±m, где m – ошибка средней арифметической (9), а в гуманитарных науках можно дойти и до 2+3+4="лампочка", или "электровеник", или что-то в этом роде, в зависимости от того, что и как кому нравится.
Какие вопросы попали под критические замечания, что пришлось поправить и почему?
1. К какому политическому спектру – правые или левые – относить фашизм?
Немного теории (краткий конспект из Википедии и интернет-публикаций).
В нашей политологии фашизм принято относить к крайне правому крылу полит.движения, к ультраправым или праворадикальным. К ним относят также ультранационализм, национал-социализм, супремасизм, социал-дарвинизм и т.д. К умеренно правым идеологиям у нас традиционно относят консерватизм, христианскую демократию, национал-демократию, национал-либерализм, консервативный либерализм, экономический либерализм, правый популизм, правое либертарианство, классический либерализм.
Противоположностью правым являются левые политические течения (наиболее крайние формы называют ультралевыми или леворадикалами). К левым в нашей политической философии относят коммунизм (в том числе марксизм), социальный анархизм, анархо-коммунизм, социализм (в том числе социализм XXI века, демократический, либертарный, революционный, рыночный и либеральный), социал-демократию, социальный либерализм, синдикализм, лейборизм, энвайронментализм, зелёную политику, реформизм, прогрессивизм, неосапатизм и другие течения, ставящие перед собой такие же цели.
Рис. Левацкая шкала расположения левых и правых политических течений и идеологий, критика которой дана в моем тексте и в видео ниже.
Термин «правые» у нас в политике традиционно ассоциируют с консервативными, реакционными и охранительными направлениями и идеологиями. Их целью обычно считается поддержание сложившихся правил и законов, сохранение и защита старых общественных порядков.
Термин «левые» у нас ассоциируют с реформаторством, преобразованием общества в новое, более справедливое и прогрессивное состояние. Целью левых политических направлений и идеологий являются социальное равенство, социальная справедливость, создание равных возможностей, перераспределение доходов и богатства от богатых к бедным, улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества либо полная отмена классового деления общества и тому подобное. Левые выступают за ограничение либо полную отмену частной собственности на средства производства. Они стремятся к социальному равенству – выравниванию возможностей для членов разных социальных групп.
В марксистско-ленинской философии термин «левые» подразумевает политику и идеологию уничтожения эксплуатации человека человеком, создание равных прав и возможностей для всех и построения классово справедливого общества, а термин «правые», наоборот, сохранение эксплуатации человека, социального неравенства и защита классово несправедливого общества. Отсюда следует, что леваки называют праваками всех, кто с ними не согласен и не поддерживает их идеологию.
Существуют еще центристы. Центризм – политическая позиция, заключающаяся в балансировании между общественным равенством и общественной иерархией и противостоянии политическим изменениям как влево, так и вправо. С понятием центризм связаны левоцентризм и правоцентризм, которые сочетают центризм с уклоном в соответствующую сторону политического спектра. Различные политические идеологии, такие как христианская демократия, либеральный консерватизм и социальный либерализм могут быть классифицированы как центристские. Радикальный центризм может рассматриваться как крайняя форма центризма.
Термины «правые» и «левые» возникли в начале Французской революции 1789 года (привела к крупнейшей трансформация социальной и политической системы Франции, к уничтожению в стране старого порядка и абсолютной монархии и провозглашению Первой французской республики) и касались расположения депутатов в Национальном собрании. Сидевшие справа фельяны выступали преимущественно за сохранение Старого порядка (монархии, аристократии и государственной религии). В центре сидели жирондисты – умеренные сторонники республики. Слева сидели якобинцы, выступавшие за радикальные преобразования – за учреждение республики, отмену сословного неравенства и отделение церкви от государства.
Таким образом, изначально правыми называли тех, кто желал сохранить существующее положение (консерваторы), а левыми – тех, кто выступал за фундаментальные перемены (сторонники радикальных революционных действий). В продолжение традиции в XIX веке в ряде европейских парламентов консерваторы также сидели справа, а реформаторы – слева.
В настоящее время многие политологи, социологи и социальные психологи признают, что традиционное деление на левых и правых неадекватно отражает реально существующий спектр мнений в обществе. Так, непонятно, куда в этой шкале относится, например, либертарианство. Также у человека могут быть убеждения, в одной области (например, в политической) считающиеся традиционными для «левых», а в другой (например, экономической) считающиеся «правыми». Ситуация ещё более осложняется размыванием программно-идеологических различий и политическим сближением традиционных партий в западных политических системах в последние 100 лет, взаимопроникновением и взаимообогащением различных систем взглядов. По некоторым мнениям, двухполюсная политическая шкала («правые» и «левые») не позволяет достаточно корректно отразить взгляды как на роль государства в контроле за жизнью общества, так и на роль государства в обеспечении социального равенства.
Действительно, вышесказанное можно легко проследить на отнесении фашизма к правому политическому спектру.
а). Итак, фашизм – это максимальная концентрация законотворческих и распорядительных прав у государства и его лидера, максимальное ограничение прав и подавление гражданских свобод у рядовых членов общества. Фашизм – это тоталитаризм. Фашизм ассоциируется с несвободой. И тут же, вместе с фашизмом, к правым политическим течениям относят либерализм и, тем более, либертарианство. Последнее вообще стремится к максимальной свободе во всех сферах жизни человека, к полноценным гражданским правам и чуть ли не к отмене самого государства. Таким образом, получается, что либертарианцы с их наибольшими свободами – это правые, а фашисты, которые против свободы – ультраправые, то есть, если рассуждать логически, еще больше за свободу. Бред какой-то. Алогизм полный.
б). Берем ранний социализм (на примере СССР, сталинская эпоха) и фашизм (на примере Германии с Гитлером во власти). Чем они отличаются, кроме запрета и позволения на крупную частную собственность? По сути – больше почти ничем. Оба государственных образования тоталитарны, оба за максимальный контроль и регулирование со стороны государства, за высокую степень несвободы и ограничения прав человека. Оба – противоположность либерализму и, особенно, либертарианству. А в нашей политологической науке идеология социалистического СССР – это левые, а идеология фашистской и нацистской Германии – это правые. Бред какой-то.
в). Опять сравниваем СССР и гитлеровскую Германию. СССР строит социализм, как первую стадию коммунизма. Это заложено в самом названии страны: СССР – Союз Советских Социалистических Республик, и его руководящей партии – Коммунистическая партия. Германия Гитлера строит… национал-социализм (!).Ее руководящая партия – национал-социалистическая (!). (В Германии не было фашистской партии.) Что в итоге? По нашей науке коммунисты-социалисты СССР – это левые, а национал-социалисты Германии – правые, то есть их противоположность. Опять бред какой-то. Ведь по сути и те, и другие – социалисты. А значит, левые.
Один эпизод. Горячим сторонником и активным пропагандистом национал-социализма в Германии был Карл Юнг. Он был хорошо знаком с Адольфом Гитлером и убедил его выбрать название NSDAP (изначально Гитлер хотел назвать свою партию «партией социалистов-революционеров» - чем это по сути отличается от партии В.И. Ленина?). Единственный способ восстановить утраченный «германский дух» и решить проблемы страны Юнг видел в национальной форме социализма. Власть «еврейского капитала» над Германией должна быть свергнута, промышленность должна быть национализирована, ростовщичество и другие формы извлечения прибыли из несчастий сограждан должны быть запрещены и т.д. Где тут что-то правое? Та же левизна, что и большевиков Ленина.
г). Считается, что большевики-коммунисты России сломали старый строй царизма, чтобы строить радикально иное, новое общество – социализм и коммунизм. А потому они реформаторы, а значит, левые. А разве Гитлер не сломал радикально старый строй? Сломал. Пусть не за один раз, как большевики, а постепенно, шаг за шагом, но сломал. А разве Гитлер не провозгласил строительство иного, нового общества, с новой идеологией, под управлением особой элиты, сформированной из особых немцев, так называемых арийцев? И провозгласил, и строил. Так какой же это консерватизм? Это тоже реформаторство. А значит, тоже левизна по классификации нашей науки.Подобную несуразицу можно продолжать. Всё это результат псевдонаучного творчества советских профессоров философии и политологии. Точнее, псевдопрофессоров, псевдопрофессоров и псевдополитологов. Вот почему теория научного коммунизма при СССР на самом деле никакой научной не была, а строго наоборот. Это, кстати, стало одной из фундаментальных причин крушения СССР.
Как-то украинскому полит.обозревателю Виталию Портникову задали вопрос, почему он профашистские партии называет правые или ультраправые, в то время как в западной науке многие рассматривают их как левые? На это он ответил примерно так: такое отнесение принято в нашей политологии и я вынужден придерживаться этого правила, иначе я создам еще бОльшую путаницу в терминологии. Вот такая, по сути, ловушка для ума создана благодаря устоявшейся и закрепившейся традиции со времен советской гуманитарной науки.
Я тоже в своем определении и формуле фашизма столкнулся с подобной проблемой фундаментальных противоречий политической левизны и правизны. Первоначально решил придерживаться принятой у нас классификации и сформулировал фашизм как тоталитарный режим праворадикального уклона.
Однако в дискуссии на форуме, сначала ЖЖ-друг daily_madness - здесь 1, затем ЖЖ-друг derik_536 - здесь 2 (к сожалению, позже он удалил свои комментарии) обратили внимание, что отнесение фашизма к правым идеологиям закреплено в рамках так называемого левацкого дискурса и что если применить объективные показатели по уровню политической (гражданской) и экономической свободы, то фашизм однозначно попадает из крайне правого ряда в крайне левый ряд и занимает место рядом с коммунизмом и другими ему подобными политическими режимами (эту достаточно сложную и запутанную ситуацию в нашей политической литературе я описал чуть выше на нескольких примерах). В таком случае фашизм и коммунизм относятся не к двум разным политическим течениям, да еще и противоположно направленным, как это трактуют социалисты, а к родственным. Это ломает традиционно сложившуюся, привычную нам систему политической классификации, а также вносит дополнительную сложность в определение фашизма и современного социал-коммунизма – в этом случае они фактически становятся «близнецами-братьями» от одной, леворадикально-тоталитарной «матери», с глубинно одинаковыми «корнями» и одним «стволом дерева», лишь его ветви разные. В итоге я опять прихожу к выводу, как и первоначально в 2022 году, что современная, принятая у нас система классификации общественно-политических систем требует ревизии, вплоть до существенного, и даже радикального пересмотра некоторых ее постулатов.
Таким образом, в итоге мы приходим к выводу, что фашизм относится к ультралевому или леворадикальному политическому направлению. Поэтому я исправил определение и формулу фашизма с «тоталитарный режим праворадикального уклона» на «тоталитарный режим леворадикального уклона». Хочется надеяться, что ученые-гуманитарии в будущем в конце концов примут подобную поправку в отношении фашизма. В итоге, фашизм в части государства – это тоталитарный политический режим леворадикального уклона с единением всех его структур для выполнения единой цели (желательно национально значимой - сверхидеи). Чем выше фашизация государства, тем оно ближе к указанным характеристикам.
Где обоснование и доказательство?
В этом замечательном видео «Кто такие правые и левые в политике? Как их различать?)». Там на очень понятном языке дана критика существующего сегодня деления на правые и левые и продемонстрирован новый для наших политологов, действительно научный подход к системе деления на правые и левые политические направления и идеологии. За основу взяты два независимых параметра оценки, которые можно просчитать с высокой долей объективности - уровень экономической и политической (гражданской) свободы. В зависимости от них на диаграмме показано нахождение (место) страны в ряду «правые-левые». Что из этого получилось, смотрите в видео. Весьма наглядно и поучительно!
*******
2. Право частной собственности при фашизме и социализме
Вторая сложно преодолимая проблема, с которой я столкнулся при определении фашизма в рамках существующей классификации общественно-политических систем, это вопрос о частной собственности. В нашем делении на левых и правых признаком левизны считается политика на ограничение либо полную отмену частной собственности на средства производства. Благодаря этому политические движения или государство стремятся достичь наибольшего социального равенства. Соответственно, по логике рассуждения, признаком правых должно рассматриваться наличие права на частную собственность, включая крупную. Именно так оно и преподносилось в нашей общественно-гуманитарной науке.
Однако более глубокое изучение вопроса показывает, что, например, в Германии при Гитлере идеи равенства и социализма занимали важную позицию. Он также провозглашал бесклассовое общество в будущем. В программе Гитлера были гарантии для пенсий, социальной помощи и тезисы о справедливости. Касательно экономической политики, при Гитлере сильно возросли налоги и увеличились госрасходы, до максимума поднялись военные траты (до 75% в 1944 г.). Во время войны до 88% экономики было под государством. Остальные 12% значительно регулировались. Фактически, это была тотально плановая система. Огромное количество частных компаний были де-факто под контролем государства, хотя де-юре считались частными. Частные компании насильственно объединяли в картели с госуправлением, тем самым разоряли мелких собственников и мелкий бизнес. Людей также разоряли отъемом имущества, регуляцией цен в пользу монополий. По сути, настоящей защиты собственности не было и любой человек буквально по указке фюрера мог лишится своей собственности, бизнеса и даже жизни. Таким образом, крупная частная собственность была сильно ограничена в Германии, часто лишь условно считалась частной. Что больше подходит под признаки социализма, чем капитализма.
В фашистской Италии при Муссолини, который начинал как социалист и сторонник экономических свобод, экономическая политика уже с 1925 года стала усиливаться в пользу государства и огосударствления. Началось тотальное закрепощение экономики, компании начали работать всё больше на государство, госрегулирование нарастало, налоги повышались, забастовки запретили. В итоге всё пришло по стандарту к социалистически подобной диктатуре. Это привело к тому, что экономика фашисткой Италии стала крайне несвободной – с капиталистической превратилась в обычный государственный капитализм. Хотя контроля не было так много, как у Гитлера.
Подробнее ситуация с экономикой и частной собственностью в Германии и Италии первой полвины XX века анализируется в видео выше.
Таким образом, в рамках советской гуманитарной науки предлагалось различать фашистский и социал-коммунистический строй по отношению к частному капиталу, по возможности обладать крупной, а тем более средней частной собственностью – фашисты допускали ее наличие, а коммунисты, как правило, запрещали. Хотя примеры выше с гитлеровской Германией говорят, что подобное деление не всегда срабатывает.
Если обратиться к современности, то сегодня и это перепуталось. Потому что социалистические государства позволили развиваться крупной частной собственности, даже те, которые ранее строго это запрещали. Примеров много. В частности, современный Китай после реформы Дэн Сяопина ввел право частной собственности на средства производства, включая крупную собственность. В 2001 г. примерно 1/5 всех крупномасштабных промышленных компаний являлись частной собственностью. По состоянию на 2021 г. на долю частного сектора экономики приходилось более 50% налоговых поступлений, свыше 60% ВВП и более 70% технологических инноваций; он обеспечивал более 80% рабочих мест в городах и посёлках городского типа, на него приходилось свыше 90% субъектов рынка в Китае. Одновременно Китайская Народная Республика, согласно конституции, – социалистическое государство. Правящей партией в КНР является Коммунистическая партия Китая. Официально КНР называет свой нынешний экономический строй «строительством социализма с китайской спецификой».
Таким образом, касательно права частной собственности, в странах традиционного социализма сегодня также всё перемешалось. Это опять свидетельствует о необходимости ревизии теории социализма-коммунизма и фашизма.
Учитывая, что исторически фашистские страны обладали правом на крупную частную собственность, не важно в каких объемах, и не запрещали ее, а социалистические, прежде всего СССР, официально вводили на нее запрет, то я добавил это в определение и формулу фашизма. Получилось: фашизм – тоталитарный режим леворадикального уклона с правом крупной частной собственности…
*******
Итоговое определение фашизма:
Фашизм – тоталитарный режим леворадикального уклона с правом крупной частной собственности и с единением государства и народа (общества) вокруг национально значимой идеи и олицетворяющего ее вождя.
Итоговая формула фашизма:
В итоге мы приходим к следующей формуле: фашизм = леворадикальный тоталитаризм (с правом крупной частной собственности) = государство + народ + вождь → (их единство) => национально значимая идея (сверхидея).
---------------
А что вы думаете по этому поводу – можете написать здесь на форуме.
Всем добра, мудрости, прогресса!
Георгий Козулько
Беловежская пуща
(Свои отзывы, мысли, идеи, предложения, вопросы, замечания
или несогласия пишите в комментариях внизу (опция для
анонимных комментариев без авторизации в ЖЖ включена)
или присылайте на мой электронный адрес: [email protected]"
target="_blank" rel="nofollow">[email protected])
(Этот пост в Интернете находится по адресу https://bp21.livejournal.com/151209.html)
|
</> |