
ПОЯС МАТЕРИ

честным твоим омофором.
То количество людей, которые сегодня стремятся припасть к Поясу Матери Божией, свидетельствует, безусловно, о том, что последние двадцать лет изгнали из тысяч человеческих душ надежду. Надежду на то, что помогут родные, близкие, дальние, власть, врачи, милиция, соцработники… И осталась только Она, «обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго», которая если не умолит Сына Своего, то тогда уже никто не поможет. Но ведь совершил же Он первое чудо именно по просьбе Своей Матери, уступив Ей в Ее ходатайстве за обычных земных людей…
Стремление прикоснуться к Ее Поясу возвращает нас к еще одному поразительному феномену. Очень личному и глубокому отношению к Матери Божией в России. Примечательно, что культ Матери Божией, воспринятый Русью от Византии вместе с христианством, не только стал очень быстро распространяться, но приобретать своеобразные национальные черты. Не случайно первая более или менее точно датированная церковь Киева – Десятинная, построенная князем Владимиром, Крестителем Руси, уже была посвящена Богоматери. Особое значение Матери Божией в исторических судьбах Руси придавал в XII веке князь Андрей Боголюбский. Установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы, первый Покровский храм на Нерли, ставший символом Руси, загадочный Богородичный столп в Боголюбово, украшение всех храмов ликами Матери Божией, перенесение Владимирской иконы Богоматери из Киева во Владимир, создание образа Богоматери Боголюбской свидетельствуют о том, что князь призывал Матерь Божию стать небесной покровительницей Руси и возлагал на нее особые надежды. Не случайно «Богоматерь Боголюбская», написанная по просьбе князя Андрея, изображает Богородицу без Младенца, предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Тогда же во Владимире строится главный храм города – собор Успения Богоматери. С этого момента окончательно уходит в прошлое традиция посвящать главные соборы городов Софии Премудрости Божией (Как в Киеве, Новгороде, Полоцке) и отныне главный собор большинства городов и монастырей это собор, посвященный Богоматери (Как в Москве, Коломне, Рязани, Суздале, Троице-Сергиевой лавре, Новодевичьем, Оптинском, Иосифо-Волоцком, Кириллове, Ферапонтове и др). При Иване III был построен Успенский собор Московского Кремля, который и доныне остается главным храмом Русской Православной Церкви, а значение его было столь велико, что храм именовали «Домом Богородицы».
Это официальное почитание Матери Божией лишь отражало совершенно особые чувства, которые люди на Руси и в России испытывали к Ней. Византийское почитание Богоматери как строгой Матери Христа, предстательницы Судии, «Нерушимой стены» сменяется (или в значительной степени дополняется) почитанием Ее как воплощения материнской небесной, всепрощающей и всесокрушающей любви, любви, испытанной самым страшным оружием – страданиями и мучительной смертью своего ребенка. Любви, которая сильнее оттого, что мать заранее знает, какая судьба уготована ее любимому, ее единственному… Именно поэтому иконы Богоматери, именуемые «Оранта» и широко распространенные в Византии (строгая Матерь Божия, стоящая в рост и воздевшая руки – такое изображение можно видеть в конхе собора Святой Софии в Киеве) сменяются иконами Богоматери «Умиление» (Елеуса). На них Матерь Божия прижимает в отчаянной материнской муке к себе своего сына, который радостно приникает, тянется к ней, простирая руки, вечно прощаясь и вечно не разлучаясь.
Это особое, теплое чувство, горящее в душе православного человека в России к Богоматери, хорошо заметно и сейчас. Достаточно посмотреть, сколько существует иконографических типов Богоматери. Недавно вышел справочник, их там несколько сотен. Сколько заказывается по храмам акафистов и молебнов Богоматери и Ее иконам, сколько существует помимо этого рукописных «плачей Богородицы» и неуклюжих, но теплых духовных стихов. Можно обратить внимание, как часто и усердно крестятся люди при каждом упоминании имени Пресвятой Девы Марии. Это особое чувство близости к Богоматери народной души России, сопричастности Матери Божией с трагической судьбой нашей Родины вызывало разное отношение. О нем восторженно и глубоко писал Н.Бердяев, связывавший это чувство с «вечно бабьим» в русской душе, оно раздражает Д.Ранкур-Лаферьера, американского психоаналитика, усмотревшим в этом чувстве в своей недавней книге детский комплекс боязни потери родной матери. Но именно это чувство придает особое своеобразие взаимоотношениям каждого человека в России и Матери Божией, именно оно делает русское православие особым, своеобразным, сочетающимся не с разумом, а напрямую с сердцем. Она та Мать, которая всегда рядом – в радости и в печали, в грозе, буре и в покое, в «гласе хлада тонка». Не случайно схиархимандрит Феофил (Россоха) восклицает «Она с нами! Мы не сироты».
«Доколе Россия будет православна и будет усердно чтить Бога и Богоматерь, дотоле она будет могущественна и непоколебима, ибо от начала и доселе она выходила из всех бед, укреплялась и расширялась заступлением и помощию Богоматери во всех войнах и ратных, бедственных обстоятельствах - и российские князья, цари, императоры и христолюбивое воинство всегда усердно чтили Приснодеву и Матерь» - говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Отец Сергий Булгаков писал: «Любовь и почитание Богоматери есть душа православного благочестия, сердце его, согревающее и оживляющее все тело. Православное христианство есть жизнь во Христе и в общении с Его Пречистой Матерью, вера во Христа, как Сына Божия и Богоматери, любовь ко Христу, которая нераздельна от любви Богоматери».
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного,
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.
Окружи счастьем счастья достойную,
Дай ей спутников полных внимания,
Молодость светлую, старость спокойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному,
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела - душу прекрасную.