Повелитель колец

Роу Шеперд, Britain November-December 2025.
Итак, наступил самый короткий день, и год умер. И повсюду, сквозь века белоснежного мира, Приходили люди, поющие и танцующие, Чтобы прогнать тьму. Сьюзен Купер, «Самый короткий день».
Они пришли в темноте, разношёрстной толпой, около 4500 человек, на продуваемую ветрами равнину Солсбери – молодые и старые, панки, язычники, паломники, друиды, нью-эйджеры, эко-воины, виккане, шаманы, туристы… Некоторые были в шапках с помпонами, некоторые – с рогами оленей или венками из омелы. В предвкушении они ждали, пока небо из чернильно-синего в серо-голубое, а затем из теней вырисовывались загадочные каменные колоссы, которые так поражают воображение.


Итак, в 8:04 утра в Стоунхендже началось 21 декабря 2024 года – самый короткий день, зимнее солнцестояние, языческий Йоль. Барабанщики били в барабаны, гарцевала лошадка, танцоры-моррисы скакали, йоги совершали приветствия солнцу... Король Артур Утер Пендрагон, бородатый и в полном друидском облачении, посвятил юношу в рыцари. Гармоничный хор, словно видение в багряных одеждах, пел во славу земли.
Для язычников, в частности, зимнее солнцестояние важнее летнего, поскольку именно в этот день солнце «возрождается» для следующего года, и ни одно место не обладает такой мощной духовной силой, как Стоунхендж, который ЮНЕСКО называет «самым сложным с архитектурной точки зрения доисторическим каменным кругом в мире».
Доктор Дженнифер Векслер, куратор проекта «Английское наследие», отвечает за около 60 доисторических памятников. Специалист по археологическим ландшафтам, она имеет степень магистра и доктора философии Университетского колледжа Лондона. Однако, несмотря на всю научную строгость, которую она привносит в свою работу, она, как и любой другой, подвержена очарованию этих древних обрядов. «Я побывала на трёх летних и двух зимних «В эти дни солнцестояния», — говорит она. Эта зима будет для неё третьей. «В каком-то смысле зимнее солнцестояние ещё более особенное. Находиться там ранним утром, в это тёмное, холодное время года, когда люди собираются вместе и ждут возвращения света, может быть чем-то волшебным и мистическим».

Наше восхищение Стоунхенджем уходит корнями в глубину веков, и учёные пытались понять его значение, предназначение и то, как он был создан. В 1130 году нашей эры в своей «Истории англичан» Генрих Хантингдонский писал о «Стэнхендже», где «камни поразительных размеров возвышаются, словно ворота, таким образом, что одни ворота кажутся поставленными на другие. И никто не может понять, как камни были так искусно подняты на такую высоту или почему они были там установлены». Действительно.
Примерно шесть лет спустя, в своей «Истории королей Британии», Джеффри Монмутский дал ответы. Кольцо из камней, известное как «Танец великана», было принесено титанами из Африки в Ирландию, а оттуда переправлено в Англию волшебником Мерлином в качестве памятника бриттам, павшим от руки коварного саксонца Хенгиста.
Псевдоистория Джеффри получила признание, но к елизаветинской эпохе к ней пришёл скептицизм. Мыслители Возрождения не были в плену такого средневековья, хотя альтернативные теории ускользали от них.
В 1620 году Яков I поручил архитектору Иниго Джонсу осмотреть камни. Отметив их «редкость изобретательности» и «прекрасные пропорции, изящность и величественность», Джонс был убеждён, что это работа римлян.
В 1663 году Уолтер Чарльтон, врач Карла II, не согласился с этим. В своей работе «Хорея гигантская, или Знаменитейший памятник древности Великобритании», в просторечии именуемый Стоунхенгом, он приписал этот монумент викингам.
Именно антиквар Джон Обри в 1666 году составил первый точный план Стоунхенджа и выдвинул устойчивую идею о том, что эти каменные круги были храмами друидов. Однако, хотя Стоунхендж и является глубоко священным местом для друидов, их предки, вероятно, не имели к нему никакого отношения, поскольку друиды упоминаются в летописях лишь в IV веке до нашей эры.
Итак, если древние кельтские жрецы не были ответственны, то кто же? Выдвигаются противоположные обвинения: греки, египтяне, финикийцы... В «Колесницах богов?», вышедшем в 1968 году, Эрих фон Дэникен добавил сюда инопланетян, утверждая, что сооружения Стоунхенджа были слишком сложными, чтобы быть построенными цивилизацией неолитической эпохи, которой их приписывают: переселенцами с континента, выходцами из Анатолии, которые познакомили Европу с земледелием.
«Думаю, вопросы будут всегда», — говорит доктор Векслер, явно скептически относясь к столь фантастическим предположениям. «У нас нет письменных источников, поэтому археология по своей природе всегда неполная, но о Стоунхендже мы знаем гораздо больше, чем о многих других наших археологических памятниках».
Согласно данным организации «Английское наследие», самым ранним сооружением был простой хендж – круглый ров с внутренним и внешним валом. Внутри находилось 56 ям, названных «лунки Обри» в честь Джона Обри. Предполагается, что в них стояли деревянные столбы, но в некоторых, возможно, находились камни, возможно, трёхтонные валуны «голубого камня» с холмов Пресели в Уэльсе. Обнаружение кремированных останков указывает на наличие захоронения.
На следующем этапе был возведён круг из валлийских голубых камней. А около 2500 года до н.э. из района, расположенного в 15 милях к северу, были привезены массивные сарсеновые камни. Весом от 20 до 35 тонн и высотой до 23 футов, они образуют центральную подкову, а также стойки и перемычки внешнего круга — триосы или «трилиты», напоминающие дверные проемы, — в то время как более мелкие голубые камни образовывали внутренний овал и арку, которые смещались с течением времени.
К отдаленным сарсенам относится Пяточный камень весом 36 тонн.

Камни служат своего рода солнечным календарём, ориентированным по восходу солнца в день летнего солнцестояния и по закату в день зимнего солнцестояния. «Что действительно интересно, — говорит доктор Векслер, — так это то, что подобное расположение было характерно не только для Стоунхенджа, но и для ряда памятников эпохи неолита. Это было время первых земледельцев, время меняющегося отношения к земле».
В настоящее время исследователи выясняют, ориентирован ли Стоунхендж на Луну. По словам доктора Векслера, обширное открытое пространство Солсберийской равнины идеально подходило для наблюдения за ночным небом.
Благодаря современным методам, таким как анализ ДНК, рентгенофлуоресцентный анализ и радиоуглеродное датирование, новые открытия происходят постоянно. Ещё в прошлом году анализ химического состава шеститонного алтарного камня показал, что он прибыл не из Уэльса, а с севера Шотландии, в 700 километрах отсюда. К теориям о Стоунхендже как о календаре, обсерватории, кладбище и месте исцеления теперь можно добавить предположение о том, что это был результат сотрудничества, призванного создать союз между общинами из отдалённых регионов.
И всё же, чем больше Стоунхендж раскрывает свои секреты, тем глубже становится загадка. Легче поверить, что его создателями были великаны, волшебники или зелёные человечки с Марса, чем в то, что наши предки обладали необходимыми средствами и изобретательностью, чтобы транспортировать и возводить камни такого веса и массы. «Это, — как говорит доктор Векслер, — невероятно сложный памятник, построенный людьми с глубоким пониманием своего мира».
В каком-то смысле, было бы приятно думать, что мы никогда не «взломаем код» — и что это волшебное место будет вечно хранить свою тайну.
|
</> |