Потрясно: что такое турбулентность и почему ее не надо бояться

У каждого из нас бывали в жизни такие авиаперелеты, которые больше похожи на симулятор землетрясения — вода выпрыгивает из стакана, багаж летает по салону, а пассажиры вспоминают всех богов. Несмотря на то, что пилоты обычно предупреждают о приближающейся тряске, страх людей в салоне меньше не становится. Рассказываем, что такое турбулентность и почему ее совершенно не стоит бояться.

Что такое турбулентность?
Определение турбулентности принято давать относительно воздуха.
Турбулентность — это беспорядочные, хаотичные движения потоков воздуха, которые выведены из спокойного состояния внешними силами.
Если вы когда-нибудь наблюдали, как спокойная струя поднимающегося дыма распадается на все более неорганизованные завихрения — поздравляем, вы были свидетелем турбулентности.
Завихрения воздуха возникают везде — от уровня земли до гораздо более высоких слоев атмосферы.
Причины возникновения турбулентности
Самые распространенные причины трясучки, с которой сталкиваются пилоты:
Горная местность. Как и океанские волны разбиваются о пляж, воздух также образует волны, сталкиваясь с горами. В то время как часть воздуха плавно проходит над вершинами и убегает вперед, некоторые воздушные массы толпятся у самих гор. У них нет выбора — придется вздыматься вверх. Эти «горные волны» могут распространяться в виде широких и мягких колебаний в атмосфере, но могут и распадаться на множество бурных потоков. Собственно, их мы и определяем как турбулентность.

Иллюстрация турбулентности в горах
Shutterstock.com
Струйные течения — это такие узкие извилистые полосы довольно быстрых потоков ветров. Так вот это беспорядочное движение потоков воздуха связан с различиями в скорости ветра тогда, когда авиалайнер удаляется от областей, где эта скорость максимальна. Замедляющиеся ветры порождают так называемые области сдвига, а они в свою очередь подвержены турбулентности.

Схема возникновения струйного течения
krcrtv.com
Штормы. И, хотя легко понять турбулентность, создаваемую грозами, относительно новое открытие исследователей заключается в том, что штормы могут создавать неровности довольно далеко в небе. Быстрый рост грозовых облаков отталкивает воздух, создавая волны в атмосфере, которые могут распадаться на турбулентность в сотнях или даже тысячах километров.

Могут ли пилоты предсказать турбулентность?
Да, но не во всех случаях.
Одна из причин, по которой фиксируется относительно мало травм от турбулентности — это, несомненно, то, что пилоты авиакомпаний довольно хорошо умеют заранее определять приближение областей воздушных завихрений и предупреждать пассажиров. Если вы когда-либо летали на самолете, вы, скорее всего, слышали, как система оповещения издает этот характерный звук, а затем бортпроводник сообщает вам, что капитан просит пассажиров вернуться на свои места и пристегнуть ремни безопасности.

Пилоты имеют доступ к метеорологическим радарам, отчетам управления воздушным движением и опыту своих коллег по небу для определения различных типов турбулентности. Предполетное планирование с диспетчерами и метеорологами, а также бортовое оборудование помогают летчикам выбирать самые плавные маршруты и вносить коррективы в процессе самого перелета, чтобы избежать зон турбулентности или, по крайней мере, заранее предупредить пассажиров.

Что такое турбулентность чистого неба?
Самое неожиданное для пилотов и неприятное для пассажиров — это так называемая турбулентность чистого неба.
Турбулентность чистого неба — это завихрение воздуха, не связанное с кучевыми облаками. Возникает на высоте от пяти километров. Чаще всего она встречается зимой, а реже всего — летом.
Опасна ли турбулентность?

Хотя сильная турбулентность может быть сложной задачкой для пилотирования, все же она редко бывает очень серьезной. Пилоты хорошо обучены и способны справляться с такими ситуациями, не говоря уже о том, что и сами самолеты построены с учетом предполагаемых нагрузок и могут выдерживать эти сложные участки.
Что делать пассажиру во время турбулентности?
Строго выполнять указания экипажа на борту.
Пристегнуть ремень безопасности. Именно он удержит вас в кресле и убережет от травм в случае сильной тряски.
Воздержаться от перемещения по салону самолета без крайней необходимости.
Вернуть спинку кресла в исходное положение, убрать откидной столик и поднять шторку иллюминатора.
Сохранять спокойствие и не поддаваться панике.
Если у вас возникнет серьезное волнение, вы можете обратиться к бортпроводнику за разъяснением происходящего в небе явления.

Аэрофобия ослабит хватку, если вы будете знать, с чем имеете дело в небе. Хорошего полета!
источник
|
</> |