
Потрогал руками - сделай лучше, чем было!


Есть один старый анекдот про системного администратора, который взял с собою на рыбалку сына. Сидят в утренних сумерках, разложились, закинули удочки, ждут поклёвки. Над туманным водоёмом восходит солнце. Сын восторженно восклицает:
-- Красота-то какая! Как же оно работает, каждое утро, да чтобы много тысяч лет?
Отец, с ноткой озабоченности в голосе:
-- Работает — и слава богу. Вот только не надо ничего трогать руками — глядишь, и ещё несколько тысяч лет проработает!
Я этот анекдот довольно часто вспоминаю, причём по самым разным поводам. Ну, золотое же правило! Вспоминалось оно мне, когда мы сравнивали организацию амбулаторной службы в советское время и во времена настоящие. Не раз приходило оно мне на ум и по поводу организации образовательного процесса. Ведь хорошее образование давали когда-то. Фундаментальное. И не упрощали для тех, кто ниасилил, а, наоборот, старались тянуть.
А потом что-то пошло не так. Точнее, много чего, и образование не стало исключением. Кто-то ушёл на вольные хлеба, многое поменялось в самом учебном процессе — и качество поползло вниз. Да и престижность профессии преподавателя оказалась под большим вопросом. А раз так — снизился приток людей, а естественная убыль никуда не делась. И то, что оказалось так легко привести в упадок, теперь какое-то время будет всем нам аукаться. И на возврат к прежним уровням и высотам уйдёт ещё не один год.
Но что-то всё же предпринимается. Традиционно — там, где есть возможность мотивировать и преподавателей, и учеников, причем преподавателей — не в последнюю очередь материально. То есть, в столице. В течение нескольких лет систему столичного образования планомерно финансировали и развивали, и это уже сейчас даёт свои плоды. Проверить-то несложно, да и сравнить с другими городами и странами тоже, поскольку есть единая система оценки.
В этом году по системе PISA проверили и оценили все 609 школ Москвы. В итоге признали, что столичная система образования входит в топ-6 образовательных систем в мировом масштабе. Неплохо? Однозначно неплохо.
Опять же, эту оценку можно отследить в динамике: за несколько лет российские школы вышли с 42 на 26 место по читательской грамотности и с 34 на 23 по грамотности математической. Это если в целом по стране. Москва даёт показатели заметно лучше: в ТОП-500 лучших школ России входят 139 московских, а из 16 российских золотых медалей международных предметных олимпиад 2016 года – 9 медалей на счету москвичей.
Надо отдать должное правительству столицы и столичному департаменту образования — их заслуга в таких показателях далеко не последняя. Это и финансирование, которое напрямую связано с количеством учащихся в конкретной школе (деньги выделяются на обучение конкретного ученика, и чем их больше — тем больше средств, а это, знаете ли, мотивирует, чтобы делать школу привлекательнее), и возможность платить учителю достойную зарплату. Это и создание крупных образовательных комплексов, куда вошли школы и детские сады. Благодаря чему учащиеся получили широкий выбор профилей обучения. Во многих школах открыли медицинские и инженерные классы и даже организовали профильное обучение старшеклассников на базе ВУЗов. Это и оснащение школ всем самым новым, интересным и полезным для учёбы. И это не считая олимпиад, как мотивации для учеников (их результаты учитываются при поступлении в ряд ВУЗов), и премий, как для педагогов (за высокие достижения учеников), так и для школ в целом (рейтинги и гранты). А также родительские советы, которые уж точно не будут молчать, если в школе что-то пошло не так.
Я понимаю, что пройдёт не один год, пока не только в столице, но и в других городах страны смогут, наконец, снова гордиться тем, как поставлено школьное образование. Уж слишком, повторюсь, легко и быстро такая система ломается, и слишком медленно и мучительно потом восстанавливается обратно. Но процесс уже пошёл. Его результаты не будут похожими на то, чем мы когда-то уже располагали. Хочется лишь надеяться, что тем новым, которое мы получим через пять, через десять лет, мы сможем гордиться по праву.
|
</> |
