Потратят ли пенсии на футбол?


Тут в блогах новая истерика разгорается. Говорят, что на подготовку к ЧМ-2018 из федерального бюджета планируется выделить дополнительные 250 млрд рублей. Истерика подогревается тем, что на днях Путин обсуждал возможность пустить в оборот некоторую часть Фонда национального благосостояния, 40%. Ну и некоторые "эксперты" считают, что именно деньги из ФНБ будут вбуханы в ногомяч в то время как пенсионеры рискуют остаться без пенсий.
Сразу скажу, что такой вариант развития событий я не исключаю. Сами знаете где живем. Сами знаете, что тут возможно все. Однако, попробуем прикинуть вероятность.
Итак, средства ФНБ действительно решено пустить на софинансирование некоторых проектов. Решение это, в общем-то, назревало давно. Как известно, деньги, которые просто лежат на черный день, довольно быстро обесцениваются. Особенно, если это большие деньги. Деньги должны делать деньги, и слава б-гам, до всех это наконец дошло.

Чтобы деньги работали, их нужно вкладывать в перспективные проекты, которые так или иначе окупаются. ЧМ в каком-то смысле перспективный имиджевый проект, но он даже не обсуждался в контексте ФНБ. Там речь шла о таких проектах как:
из наиболее приоритетных:
разработка Элегестского угольного месторождения, проект "Ангарско-Енисейский кластер", проект "вылетных" автомагистралей в Москве, проект судостроительного комплекса "Звезда" ОСК и "Роснефти", сразу несколько проектов "Россетей" (на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербурге и по жилищному строительству), "Русгидро" (противопаводковые ГЭС на Дальнем Востоке, ГЭС в Киргизии), проект "Газпромэнерго Холдинга" по модернизации сетей в Санкт-Петербурге и два проекта по зарубежным АЭС "Росатома" в Турции и Финляндии.
из менее приоритетных:
Проект с "Россетями" РФПИ, которые предлагают соинвестировать создание "интеллектуальных энергосетей", с "Ростелекомом" — строительство магистральных линий связи в малонаселенных регионах, а также оптоволоконную линию Европа—Азия, с СИБУРом — трубопроводные сети, с "Автодором" — ряд региональных проектов, с правительством Москвы и РЖД — реконструкцию вокзальных комплексов, с правительством Москвы — поставку нового подвижного состава для метрополитена Москвы, с водоканалами Москвы и Петербурга — инфраструктуру в двух крупнейших мегаполисах. Кроме этого, РФПИ предлагает соинвестировать средства ФНБ в расширение порта Тамань и в Баимское медное месторождение на Чукотке. РФПИ при этом не претендует более чем на 10% средств ФНБ в сумме, поскольку его схема строится на иностранном софинансировании указанных проектов. РФПИ при этом поддерживает и проект по московскому авиаузлу.
Как видите, никакого футбола здесь нет. Впрочем, даже если бы и был, то едва ли к этому отнеслись бы серьезно. Даже гораздо более ощутимый в плане пользы проект высокоскоростной магистрали Москва-Казань вызвал большие сомнения, по крайней мере у Шувалова:
Знаете,— признался Игорь Шувалов,— эта дорога стоила сначала 800 млрд руб., а теперь 1,03 трлн руб. Это не очень хорошо. Чем, какой цифрой это закончится, кто-нибудь знает?
Принцип по которому будут выбираться проекты для софинансирования из ФНБ (сформулированный, кстати, тем же Шуваловым) следующий: "Проекты не обязаны быть точками роста, но должны существенным образом изменить инфраструктуру страны". Несмотря на то, что новая магистраль это явно инфраструктурная история, мало шансов, что ее пробашляют. А вы говорите, ЧМ.

К тому же, если на чемпионат пустить 250 млрд рублей, то свободных денег в ФНБ толком не останется: известно ведь, что с учетом различных нюансов, на инвестиции из ФНБ пойдет примерно 260 млрд рублей. На оставшиеся 10 млрд особо не разгуляешься. Вот уж не думал, что когда-нибудь это скажу.
|
</> |