Потому что раньше умели в историческое кино.
bigfatcat19 — 26.11.2023Все же, в старые времена умели делать фильмы. Разумеется, ремешковцы найдут в данной картине массу несоответствий выпушкам и прочим эштикетам. Но лично мне кино резко зашло удивительным не только для советского времени, но и вообше для нашего киноискусства, стремлением отразить характеры участников событий без глянца. Чего стоит одно изображение Барклая - ничего подобного я просто не могу вспомнить. Он натурально изображен в соответствии со знаменитым стихотворением Александра Сергеевича. Одна сцена, в которой юный Пуговкин (между прочим, лишь несколько месяце, как оправившийся от тяжелейшей раны, полученной на Южном фронте) по незнанию в глаза лает командующего, мол, Кутузов едет, а нашему немцу пинка под зад, стоит половины бондарчуковского "Вар энд Пиз". То грустное благородство, с которым генерал поправляет зарвавшегося щенка: "Он не немец, он шотландец", и потом ни наказания, ни мести - этот признак великой души, замечательно сыгранный Охлопковым, говорит об удивительной проработке сценария и буквально вживании актера в роль. Его трагедия выглядит еще глубже и печальней, когда Кутузов исключительно по политическим мотивам (это прямо показано, более того, Кутузов буквально говорит это Михаилу Богдановичу) отказывается признать его правоту.
А как подан сам Кутузов! Актер не пытается изображать военного гения, народным умишком и глубокой стратегией повергающего Наполеона. По сути, в сцене Бородинского сражения Михайло Илларионович практически ничего и не решает, положившись на своих подчиненных. Его приказ прост: стоять и держать позицию. Единственное решение, которое он принимает - это послать Платова а рейд. Рейд, который по словам самого атамана закончился разгромом его конницы (на самом деле Платов и Уваров просто не полезли совсем уж в гущу, ограничившись тем, что разогнали несколько полков французов и потом только демонстрировали пики издалека, да и вообще атаман был слегка подбухан). Но по мнению современных исследлователей, опирающихся на свидетельства французских современников, данный ре1д стал одной из главных причин, задержавших общую атаку французов на два часа и убедившую Наполеона не вводить в бой гвардию. И Кутузов так и характеризует результат атаки Платова!
Сам результат сражения не побоялись показать двойственным. Да, оно, по сути, проиграно. На это указывает Барклай: армия отступила, значит - поражение. И Кутузов, признавая это, указывает лишь, что дух войска не сломлен, то самое "Были все готовы заутра бой затеять новый". А раз так - это не совсем поражение. Не победа, да. Но не проигрыш.
И каков здесь Наполеон! Он реально - Император, реально - величественная фигура! Никакой карикатурности, никакого принижения - Кутузову противостоит настоящий титан, гений тактики. Очень коротко, но ярко показаны маршалы - от могучего Нея до шикарного Мюрата. Как сказал мой батюшка, когда я прислал ему альбом Аверьянова: "Прекрасно! Гордые, смелые, сильнейшие в мире! Они показаны достойно, с уважением. И то, как они, придя в Россию, получают по морде лопатой в этом ключе выглядит еще ярче".
Вот, зараза, умели же делать! С душой, для души, от души. А потом все опа - и кончилось. Жаль, очень жаль. В общем, фильм, конечно, старый, и во многом для современного зрителя сложный в восприятии. Но я его все равно очень советиую к просмотру.