ПОТЕРЯННЫЕ ТАПОЧКИ
natabelu — 27.01.2011 Не утихают споры, нет согласья в русских людях. То там, то здесь встают роковые вопросы - кто виноват, что делать, куда пойти учиться, чем пахнут ремёсла, снимать ли в гостях уличную обувь. Возьмём последнее. Многочисленная армия новых европейцев убеждена, что привычка снимать обувь в гостях - это отрыжки совка. Рисуются потешные картинки: мужчины в смокингах и в носках курят трубки, женщины в вечерних платьях и тапочках пьют коктейли, потом все, теряя носки и тапочки, танцуют танго. Смешно, конечно. К сожалению, в моём мире нет смокингов и вечерних платьев - но если кто-нибудь решит ко мне в вечернем платье завалиться, то тут уж должно сойтись всё: этот кто-то должен приехать непременно в лимузине и пять шагов до моего подъезда сделать по специально расстеленной красной дорожке, чтобы не запачкать туфельки.Кстати, о туфельках. Почему-то противники снимания обуви в качестве этой самой обуви воображают именно туфельки (ну, и ботиночки на тонкой подошве). А я вот, как ни выгляну в окно, вижу там зиму, осень, весну - то есть снег, грязь, слякоть - иногда, конечно, я вижу и лето, но так редко, что эта мимолётность летом не считается. Стало быть, у нас обычно зима, и наш российский европеец сидит в смокинге и зимних ботинках, а европейка - в вечернем платье и сапогах на меху, на протяжении всего представления нервно шевеля взопревшими пальцами ног (ибо мы таки предполагаем наличие центрального отопления, а наличие центрального отопления, как известно, не предполагает сидения в помещении в зимних сапогах). Я говорю, конечно, не о тех людях, которые могут просто не знать, что такое зима, летая на личных самолётах и скупая антиквариат, а об очень среднем классе, который имеет собственную гордость - как говорил Чехов, самомнение европейское, развитие азиатское. Между прочим, моё рацпредложение - брать с собой в гости вторую обувь, соответствующую выбранному костюму - эти люди почему-то не принимают. Им или всё, или ничего.
Собственно, это была присказка. Я вообще о другом. О городе и деревне. Если сказать деревенскому человеку, что в приличных домах гости обувь не снимают, он сильно озадачится. Вообразите: пришёл дядя Федя к тёте Мане на фуршет с пельменями и вперся в горницу в кирзовых сапогах или валенках с калошами. Валенки медленно оттаивают и наращивают вокруг дяди Феди миленькую лужицу с вкраплениями навозца. И таких как дядя Федя у тёти Мани полный дом. Подобная картина деревенскому жителю покажется совсем неприличной и даже обидной: в избе должна быть чистота и культура.
Или, скажем, вечная тема сортира. Туалет на улице - это для городского человека чёрная метка, знак упадка, нищеты, убожества; городской человек, впервые посетивший деревянную будку с дыркой, выходит оттуда совсем другим - увидевшим бездну, пережившим унижение и напряжение. Тёплый городской сортир - это ценность, это фундамент, это главное завоевание нашей цивилизации. Но истинному деревенщику, у которого есть свой собственный фундамент, дикой кажется именно манера городских чудаков срать в доме. В самом деле, это отвратительно: срать в собственном доме! Вдумайтесь. Я как-то раз, в отрочестве своём, дискутировала на эту тему с одним мужичком. На мой аргумент, что дерьмо ведь убегает по трубам, мужичок немедленно насрал - сказал, то есть, что жить в доме, опутанном трубами, по которым бегает дерьмо (причём не только твоё, но и чужое, незнакомое) - это себя не уважать. Самое интересное, что вскоре я с ним согласилась. Мы как раз недавно переехали из деревенского дома в маленькую квартирку. Старый двухэтажный домишко славился своей хрупкой канализацией, и не зря: однажды ночью всё дерьмо этого дома восстало и рвануло, клокоча, из нашего унитаза, неумолимое, как революционная масса - впрочем, этот случай я уже описывала в одном из старых постов, не буду себя снова волновать ужасным воспоминанием.
Короче: если кто-то ведёт себя, по нашим представлениям, некультурно - значит, он просто следует совершенно другим культурным законам. Но если какая-то культура присутствует во всём, что бы ни делал человек - то, выходит, нет вообще никакой культуры. Любой вопрос решается и таким образом, и сяким: скажем, человек А. несёт котят на прививки, в это время человек Б. топит других котят в ведре, в это же время корейцы В., Г. и Д. кушают собачку. И то и другое считается одинаково нормальным и естественным, и человек Е, перемещаясь из одной среды в другую, мимикрирует туда-сюда-обратно: мимикрировать, то есть уважать чужую культуру - это тоже культурно, а значит никак.
|
</> |