Потери люфтваффе - что мы о них знаем? Часть 2
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Андрей Кузнецов
Часть 1
Потери люфтваффе - что мы о них знаем?
Часть 2.
В первой части статьи мы выяснили, что самый богатый источник сведений о потерях немецкой авиации – ежедневные сводки 6-го отдела генерал-квартирмейстера люфтваффе – не совсем полны и не всегда точны. Кроме того, в этом массиве данных зияет огромная дыра – до сих пор не обнаружены сводки за 1944 год. Хотелось бы выяснить – нельзя ли количественно оценить, насколько именно неполны эти данные, можно ли уточнить то, что отражено неточно, и что же делать с проблемой под названием «исчезнувший 1944 год»? Этому мы и посвятим вторую часть статьи, в которой приглядимся к нескольким группам источников. Напомним, что пока речь идет в первую очередь об авиатехнике, предметный разговор о потерях лётного состава – впереди. А потери наземного персонала, зенитных, связных частей, авиаполевых дивизий и т.д. вообще остаются за рамками статьи.
2) Суммарные донесения 6-го отдела генерал-квартирмейстера люфтваффе о потерях (Summarische Verlustmeldungen)
Они составлялись на основе ежедневных сводок 6-го отдела по каждой авиачасти, дополнялись и исправлялись по мере поступления новой информации.
![Потери люфтваффе - что мы о них знаем? Часть 2 Потери люфтваффе - что мы о них знаем? Часть 2](/images/main/poteri-lyuftvaffe-chto-mi-o-nih-znaem-chast-2-4af388.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/akuznetz/95391538/32671/32671_original.jpg)
Документ содержит две колонки без номеров (дата потери и
дата донесения о потере), а также 25 пронумерованных колонок.
Первые 19 относятся к потерям от действия противника.
1) Пропавшие без вести.
2)-3) Потерянные и поврежденные в результате зенитного огня.
4)-7) Потерянные и поврежденные огнем бортового оружия (т.е. в
основном атаками истребителей) с разбивкой на случаи, наблюдавшиеся
и не наблюдавшиеся противником. Любопытно, что наблюдение или не
наблюдение зенитчиками или пехотой противника результатов своего
огня немцами в этом документе не отражалось.
8-9) Потерянные и поврежденные в результате огня пехоты.
С 10-й по 15-ю колонки отражались потери на земле на контролируемой
немцами территории:
10)-11) Потерянные или поврежденные в результате бомбометания [по
немецким аэродромам или посадочным площадкам]
12)-13) То же в результате огня бортового оружия [штурмовка]
14)-15) То же в результате огня с земли [обстрел аэродромов или
посадочных площадок]
16)-17) Потери и повреждения по прочим причинам
18)-19) Итого потери и повреждения от действий противника.
Оставшиеся 6 колонок относились к потерям без воздействия
противника:
20)-21) Потери и повреждения в боевых вылетах [аварии и
катастрофы].
22)-23) То же не в боевых вылетах
24)-25) Итого потери и повреждения без воздействия
противника.
Следы работы над составлением «Суммарных донесений» хорошо видны на рабочем экземпляре ежедневного донесения 6-го отдела:
Поскольку сводки составлялись по авиачастям, а не подразделениям,
слева проставлялся номер авиагруппы. Рядом с отметками о характере
вылета отмечался номер колонки, в которую нужно внести данную
потерю. Небоевые вылеты («H») обводились кружком, чтобы не
перепутать с боевыми вылетами; галками отмечались проверенные
данные. Видно, что работники пытались точно перенести данные из
ежедневных сводок в суммарные. Впрочем, понятно, что ожидать
отсутствия ошибок при ручной и довольно сложной обработке большого
объема данных было бы наивно.
Резюмируем достоинства и недостатки:
Достоинства:
Главное из них - эти донесения сохранились и за 1944 год, что в
какой-то мере компенсирует утрату ежедневных сводок. Полезно также,
что у каждой записи указана дата ежедневного донесения, в которое
она включена. Кажущееся достоинство – все потери разбиты по
указанным выше причинам, благодаря чему их можно разделить на
понесенные от воздействия противника и без оного. На основании
ежедневных сводок это можно сделать далеко не всегда. Там часто в
качестве причины фигурируют, например, вынужденная посадка, падение
самолета в боевом вылете, отказ мотора и т.п. И остается только
гадать, помогли ли этим событиям случиться авиация и/или зенитная
артиллерия противника. Каким образом в суммарных донесениях
служащие 6-го отдела относили всё это к той или иной причине, и
насколько этому можно верить – вопрос открытый.
Случай 21.4.1943: Один самолет был отмечен как
поврежденный в боевом вылете огнем бортового оружия без наблюдения
противника (колонка 7). В ежедневной сводке 6-го отдела от 1.5.43
причиной этого повреждения (15%, самолет He111H-6 №4720 требует
замены) назван обстрел противником (Feindbeschuß) - весьма
расплывчатая формулировка. Выяснял ли работник 6-го отдела, как
обстояло дело, или вписал этот случай в 7-ю колонку по наитию –
можно только гадать. Но некоторые случаи поддаются проверке. За
нужный период сохранились и ЖБД, и донесения авиагруппы
(большая удача!). KGr zbV5 в этот день сделала три групповых вылета
в рамках операции «Нептун» - бомбила советские батареи на восточном
берегу Цемесской бухты. Во всех трех случаях упомянут только
умеренный огонь тяжелой зенитной артиллерии, и ни слова о советской
авиации. Получается, что №4720 был подбит зенитным огнем, а не
истребителями, как решил 6-й отдел при составлении суммарного
донесения. Впрочем, в ЖБД и донесениях боевые повреждения вообще не
упомянуты, хотя в документах других групп часто отмечались даже
совсем незначительные повреждения. Видимо, штаб KGr zbV5 считал,
что повреждение с необходимостью ремонта вне части - еще не повод
для упоминания в ЖБД. Однако в 6-й отдел генерал-квартирмейстера об
этом случае доложили.
Отметим, что пометка «Er» (необходимость замены) проставлена, хотя
боевые части 4-го ВФ в этот период её не использовали. В данном
случае нам повезло. Хотя часть по факту была бомбардировочной и
вскоре штатно стала таковой (во 2-м квартале из KGr zbV5 была
переименована в TGr10 и вскоре I./KG55), она еще продолжала
числиться транспортной. А на приданные «сторонние» части загадочное
решение 4-го ВФ не использовать «Er» видимо не
распространялось.
Недостатки:
Основной недостаток по сравнению с ежедневными сводками –
отсутствие подробностей, что, впрочем, характерно для сводных
документов. Не указаны проценты повреждений, хотя есть
разбивка на полностью потерянные и на поврежденные самолеты.
То ли достоинства, то ли недостатки:
За годы, отличные от 1944, можно сравнить суммарные донесения с их
первоисточником – ежедневными сводками 6-го отдела. Теоретически
данные должны совпадать, на практике они совпадают не всегда. Это
замечено давно, в многотомнике по истребителям люфтваффе Й. Прина и
его соавторов (Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934
bis 1945) такие случаи отмечены неоднократно. Но конкретные примеры
всегда нагляднее.
В уже упоминавшемся суммарном донесении отмечена
полная потеря 29.4.43 двух самолетов в результате штурмовки на
земле. Документ отсылает нас к ежедневной сводке 6-го отдела от
12.5.43. Заглядываем в неё и убеждаемся, что ничего подобного в ней
нет. Из ЖБД и боевых донесений KGr zbV5 = TGr10 = I./KG55 можно
узнать, что 29 апреля эта авиачасть сделала три групповых вылета по
целям на Кубани из Заморска (Крым) без потерь. Но о происходившем
на земле эти документы традиционно не упоминают.
Заморск советская авиация днем 29 апреля и в смежные ночи не
бомбила и, тем более, не штурмовала. Однако некоторые другие
аэродромы бомбежке подвергались, и теоретически под удар могли
попасть самолеты, севшие не на свой аэродром. Впрочем, и
командующий войсками Крыма, обычно отмечавший результаты налётов в
своей зоне ответственности, и другие сухопутные инстанции о
результативных налётах на аэродромы в это время не упоминают. Судя
по ежедневным сводкам 6-го отдела, в этой авиагруппе единственным
пострадавшим от налётов с марта по май стал He111H-6 WNr4935,
получивший 24 апреля 20-% повреждения. В общем, непонятно,
были ли два самолета из суммарного донесения действительно потеряны
и как-то попали в документ, несмотря на их отсутствие в ежедневных
сводках, или эта запись – одна сплошная ошибка.
Ниже мы попытаемся домучить этот случай при помощи донесений о
движении матчасти.
На основе ежедневных донесений составлялся ряд других сводных документов, но мы оставим их за скобками как не добавляющих ничего нового по теме статьи.
3) Ежемесячные донесения о наличии и движении самолетов в частях (Flugzeugbestand und Bewegungsmeldungen)
В отличие от документов, которые мы рассматривали до сих пор,
донесения о наличии и движении матчасти имели важное практическое
значение и для командных структур от OKL до
авиакорпусов/авиадивизий, и для авиачастей. Вместе с донесениями о
боевом и численном составе они были источником информации об
имеющихся на данный момент силах и их состоянии, основанием для
выделения пополнений и т.п.
Ежемесячные донесения были скорее контрольными и облегчали
составление различной отчетности, а практическое значение имели
донесения за более короткие периоды (образец приводился в 1-й части
статьи) вплоть до ежедневных.
Было бы предпочтительнее использовать именно их, если бы они
сохранились в сколько-нибудь заметном количестве. Но увы. А вот
ежемесячные «донесения о наличии и движении …» большинства боевых и
транспортных частей сохранились за большой период – с марта 1942 по
декабрь 1944 года. Тони Вуд (Tony Wood) свел их в таблицы и выложил
в сеть, благодаря чему они давно известны. Для примера – ссылка на
бомбардировочные части:
https://www.ww2.dk/oob/bestand/kampf/bkampf.htm
Каждое донесение содержит число самолетов в конкретной части на
начало месяца с разбивкой по типам, затем идет поступление за месяц
с разбивкой на новые самолеты, самолеты из ремонта и из других
частей, затем убытие из части со следующей разбивкой: от
воздействия противника, без воздействия противника, в ремонт
(Überholung) и в другие части. В последней колонке приводится число
самолетов на конец месяца.
Смысл колонок, связанных с убытием, давно вызывает разногласия,
поэтому требует разъяснения. Анализ ряда подразделений показывает,
что потери от воздействия и без воздействия противника – это все
убывшие по «неестественным» причинам самолеты – и потерянные, и
поврежденные. Колонка Überholung показывает число самолетов,
убывших в заводской ремонт по износу – по фактическому состоянию
или по налёту положенного числа часов. Впрочем, здравый смысл
подсказывает, что причиной фактического износа могла быть в числе
прочего сумма мелких боевых или эксплуатационных повреждений, не
попадавших ни в какие отчеты.
Не вызывает никаких дискуссий только колонка с убытием самолетов в
другие части. А зря. При убытии авиачасти с фронта в тыл или на
другой ТВД без самолетов она могла оставить в числе других и
матчасть, требовавшую заводского ремонта из-за полученных
повреждений, выработки ресурса, или находившуюся на вынужденных
посадках. Все эти самолеты потом отражала в соответствующих
колонках уже получившая их часть. На общее число убывших самолетов
это не влияло, но картину по конкретным авиачастям могло исказить
довольно сильно.
В некоторых донесениях убывшие самолеты явно попали не в свою
колонку, причем не обязательно в сторону занижения боевых потерь.
Но, насколько можно судить, процент этих ошибок невелик и слабо
влияет на общую картину.
Эти документы дают шанс ответить еще на один из вопросов, поставленных в начале 2-й части статьи: какая доля потерь не попала в ежедневные сводки 6-го отдела? Давным-давно замечено, что между цифрами убытия из авиачасти и потерями из сводок 6-го отдела бывают расхождения. Неоднократно предпринимались попытки сравнить эти документы, чтобы прояснить ситуацию с потерями. Не избежал этого соблазна и автор данной статьи. В 2014 году он поделился своими расчетами с участниками форума «12O'Clock High», что стало толчком к весьма плодотворной дискуссии со знающими людьми. Расчет был сделан по 4-му воздушному флоту (самому мощному на тот момент) за апрель-июнь 1943 года. Как уже упоминалось, большую часть 1943 года 4-й ВФ не использовал пометку «Er», поэтому нам остается лишь предполагать, какие из поврежденных самолетов должны были выбыть из части в ремонт. Всё, что остается – это предложить читателю несколько вариантов расчета (за прошедшее с 2014 года время расчет был уточнен):
Таким образом, недоучет в сводках 6-го отдела самолетов, убывших по
«неестественным» причинам, есть даже при имеющем нулевую
вероятность предположении, что убывали в ремонт из частей все
самолеты с повреждениями 10% и более, а также с неуказанным
процентом повреждений. Реальный процент недоучета в данном примере,
оценочно, находился в диапазоне 15-20%. Вероятно, в последующих
периодах недоучет был выше. Логика в данном случае проста: чем
ближе к концу войны, тем меньше шансы у забытых по каким-то
причинам самолетов всё же попасть в сводки при очередной сверке
данных. Нужно ли убавлять этот процент, двигаясь по оси времени в
обратном направлении – непонятно. Вероятно, например, что в
последние месяцы Сталинградской битвы недоучет был еще больше. Был
бы интересен подобный же расчет по 4-му и 6-му воздушным флотам за
июль-август 1943 года, т.е. за период Курской битвы. Отдельного
анализа требует январь 1945 года, когда при стремительном броске
Красной Армии от Вислы к Одеру противник понес огромные потери в
авиации, в первую очередь на брошенных аэродромах, на заводах, в
ремонтных частях и т.д.
Несомненно, убытие некоторых самолетов происходило и оформлялось
позже дня получения повреждений, поэтому часть из них могла
«перелетать» на другой месяц. В сводках же 6-го отдела указаны
фактические даты потерь и повреждений. Но в данном случае мы взяли
не один, а три месяца, что уменьшает влияние таких «перелётов».
Кроме того, это было время стабильной линии фронта, т.е. не было
массовой потери самолетов, оставленных при отступлении на
аэродромах и местах вынужденных посадок. Интенсивность действий
4-го ВФ в марте 1943 года (наступление на Харьков и т.д.) была
сопоставима с его же активностью во 2–м квартале. Поэтому разница
между потерями, «перелетевшими» с марта на апрель, вряд ли
существенно отличалась от числа потерь, «перелетевших» с июня на
июль. В любом случае такие расчеты дают лишь ориентировочные
цифры.
В январе 1943 года командиром бомбардировочной эскадры
KG51 стал майор Эгберт фон Франкенберг унд Прошлиц (Frankenberg und
Proschlitz). Он лично водил свою эскадру в бой, в том числе бомбил
с пикирования советские батареи в ходе операции «Нептун».
Командующий 4-м воздушным флотом Рихтгофен, человек придирчивый,
был весьма впечатлен его боевыми качествами. 1 мая 1943 года майор
вылетел в район Курской дуги для подготовки к перебазированию из
Крыма. В сложных метеоусловиях он проскочил линию фронта, был
несколько раз обстрелян зенитным и пулеметным огнем, подбит и
совершил вынужденную посадку. Экипаж пытался скрыться, но был
настигнут советским патрулем и вступил с ним в перестрелку. Два
члена экипажа погибли, после чего фон Франкенберг сдался.
Бортмеханик скрылся, но через двое суток был схвачен при
прочесывании местности. В плену бравый майор быстро оценил ситуацию
и вступил в комитет Зейдлица («Свободная Германия»), выступил по
радио, подписывал обращения к немецким солдатам. Немцы решили, что
он сознательно перелетел на советскую сторону. Эта версия постоянно
упоминалась в книгах на Западе и иногда встречается до сих пор.
После войны фон Франкенберг занимал руководящие посты среднего
уровня в ГДР, скончался в 2000 году.
То, что его командирский Ju88A-4 9K+AA зав.№141164 потерян
безвозвратно, немцам стало понятно если и не прямо 1 мая, то в
считанные дни после этой даты. Но отразили эту убыль лишь месячном
донесении за июнь, на 31 мая он числился в наличии. Поскольку
считалось, что майор перелетел сам, убыль попала в графу «без
воздействия противника». Причина этой странной задержки неизвестна.
Вряд ли немцы надеялись, что Франкенберг одумается и прилетит
обратно. Возможно, пауза была вызвана расследованием этого
скандального происшествия.
Справедливости ради, пока это единственный встретившийся автору
данной статьи подобный случай.
Можно ли что-то сказать по поводу того, какие именно случаи попали
в «неучтенку»? По понятным причинам, перечислить их «поименно» и
сказать, что же случилось с самолетами, невозможно. Видимо,
бо́льшинство их произвели вынужденные посадки или пострадали при
налетах на аэродромы, иногда получив при этом повреждения 60% и
более. Но были и не попавшие в сводки случаи 100-% потерь в боевых
вылетах.
В ночь на 14.6.1943 бомбардировочная группа I./KG100
участвовала в налете на нефтеперегонный завод в Саратове. Самолет
комэска 3./KG100 капитана Хельмута Фрицше (Fritzsche) на 3-м заходе
был подбит зенитным огнем. На обратном пути, не дотянув до линии
фронта, He111H-11 тактический код 6N+IL произвел вынужденную
посадку в степи. Экипаж замаскировал самолет и дал радиограмму с
указанием своего места. В ночь на 16 июня на место прилетел другой
«Хейнкель» из той же группы, сел рядом, забрал экипаж, благополучно
взлетел и доставил спасенных на аэродром Сталино. Про этот случай
точно не скажешь, что немцы его скрывали. О нём писали газеты,
спасатели получили награды. Тем не менее, в сводки 6-го отдела эта
потеря не попала.
В ЦАМО удалось обнаружить два советских документа (всего их,
несомненно, больше), упоминающих обнаружение этого самолета на
земле, и его заводской номер - 110017. Из сводок 6-го отдела видно,
что этот номер, который в известных немецких документах не
обнаруживается, вплотную примыкает к номерам некоторых самолетов,
имевшихся в I./KG100 в тот период (№110014, -015, -016). Это были
новые самолеты, полученные группой в апреле-мае 1943
года.
Воспользуемся данными о наличии и движении матчасти, чтобы
еще раз посмотреть на упомянутый выше случай полной потери 29.4.43
двух самолетов TGr10 (на том момент - еще KGr zbV5). По ежедневным
сводкам 6-го отдела, в апреле 1943 года 5 He111 были потеряны
безвозвратно и еще 5 повреждены и требовали замены. По движению
матчасти за апрель, убыло от воздействия и без воздействия
противника 11 самолетов. Т.о. в сводках 6-го отдела где-то
затерялся один пострадавший самолет, а суммарное донесение
предлагает нам две дополнительных потери. «Перелетов» потерь на май
не видно, т.к. движение матчасти за этот месяц выразилось в
передаче всех имевшихся 29 He111 в другие части.
Был в апреле еще один самолет, убывший в ремонт по износу, т.е.
всего потеряны или убыли в ремонт 12 самолетов, и суммарное
донесение также дает число 12. Вроде бы всё сходится, но тогда один
из поврежденных самолетов попал в убытие по износу. Такое могло
быть, но было ли в данном случае – неизвестно. В общем,
неопределенность осталась. Но мы хотя бы попытались.
Резюмируем достоинства и недостатки донесений о движении матчасти
как источника данных о потерях.
Достоинства: Документ дает полную картину потерь,
хотя и без разбивки на потерянные и поврежденные самолеты.
Недостатки: Донесения сохранились лишь за 34 месяца
войны. Кроме того, по некоторым авиачастям их нет, хотя по
большинству боевых и транспортных частей они сохранились. Случаются
ошибки в отнесении самолетов к разным причинам убытия.
Промежуточный итог: попытка оценить с помощью этой
группы документов величину неполноты сводок 6-го отдела приводит к
выводу, что «недостача» в среднем составляет сравнительно
небольшую, хотя и заметную величину. По крайней мере по 1943 году
увеличения известных потерь в разы ждать не стоит. Речь идет о всех
потерях и повреждениях свыше 10% - по боевым и небоевым причинам,
на земле и в воздухе, в боевых и небоевых вылетах. В то же время
будем помнить, что за скобками остаются потери, которые вообще не
отражались в сводках 6-го отдела: повреждения ниже 10%, которые в
реальной жизни иногда приковывали самолеты к земле на долгое время,
а также потери самолетов, выбывших в заводской ремонт.
Остальные группы документов позволяют уточнить или дополнить список
потерь. Но эта информация фрагментарна, поэтому лишь смягчает
ситуацию с нехваткой данных. Впрочем, по отдельным ТВД, например,
по Тунису, это смягчение вполне ощутимо.
В любом случае, эти группы документов заслуживают рассмотрения, чем
мы сейчас и займемся.
4) Прочие документы люфтваффе
Журналы боевых действий, оперсводки, переписка между штабами и прочие документы люфтваффе часто дают дополнительную информацию о потерях. В них редко встречается информация о процентах повреждения самолетов, но бывает разбивка на тяжело- и легко поврежденные. Логично предположить, что формулировка «тяжелое повреждение» явно означает уровень выше 10%, часть легких повреждений также могла относиться к этой категории. Не все эти самолеты попали в ежедневные сводки 6-го отдела – лишнее свидетельство их неполны. К сожалению, эти документы сохранились или фрагментарно, или же за значительные периоды, но только по конкретным соединениям и авиачастям. Впрочем, в некоторых случаях и это весьма помогает анализу ситуации.Помимо архивов на Западе, документы люфтваффе сохранились и в России - в 500-м фонде ЦАМО. В большинстве своем они сейчас доступно онлайн. В частности, очень информативны захваченные в большом количестве документы 1-го зенитного корпуса, командир которого к тому же c 24.11.42 по 7.2.43 командовал группой ВВС «Кавказ» (с 27.1.43 – группа ВВС «Кубань»).
К началу 1943 немцы вывели с Кавказа под Сталинград всю ударную авиацию. Чтобы не оставлять войска совсем без поддержки, в Крым перебросили небольшое число старых Ju87B и Ju86 из учебных частей. «Штуки» вошли в «эскадрилью Заттлер», она же - боевая эскадрилья пикирующих бомбардировщиков «Крым» (Stukaeinsatzstaffel Krim). Комэск оберлейтенант Ганс-Георг Заттлер (Sattler) имел на счету более 500 боевых вылетов и рыцарский крест, а остальной лётный состав был надёрган из Erg.St./StG2 и Erg.St./StG77, частично состоял из курсантов. Сам Заттлер погиб почти сразу – 13 января, но эскадрилья продолжала воевать. Судя по некоторым записям в документах немецких сухопутных войск, недостаточная подготовка лётного состава эскадрильи была заметна с земли. Тем не менее, 20 января шесть Ju87 произвели относительно удачный налёт на Геленджик – сожгли два биплана У-2 и повредили еще два У-2, незначительные повреждения получили также один Як-1 и два И-15.
По советским донесениям, при отражении налёта один Ю-87 сбили зенитчики и еще два – истребители. Согласно оперсводке группы ВВС «Кавказ», один Ju87 разбился при вынужденной посадке северо-западнее Новороссийска (уровень повреждений - 100%), экипаж, насколько можно судить, не пострадал. О том, что в 10:40 (12:40 мск) в районе Новороссийска разбился шедший с задания Ju87, отмечено также в донесении немецкого 42-го зенитного полка. Какое-то из сообщений об этой потере перехватила английская радиоразведка. Факт гибели 20 января одного Ju87 из этой эскадрильи на Кавказе отмечен в английском недельном обзоре действий немецкой авиации на Восточном фронте за 14-20 января. Удивительно, что эта потеря пропущена в оперсводке 4-го воздушного флота, хотя посвященный действиям группы ВВС «Кавказ» в ней есть. Менее удивительно, что этой потери нет в сводках 6-го отдела генерал-квартирмейстера. Возможно, «пропажа» вызвана тем, что эскадрилья была временным нештатным формированием, и неизвестно, как в ней была организована подача донесений. Потеря же самого Заттлера 13 января в сводках 6-го отдела есть – видимо потому, что самолет погиб вместе с экипажем.
Помимо прочего, этот случай лишний раз показывает, сколько следов в документах оставляли даже такие незначительные события. Помимо упомянутых выше свидетельств, при желании наверняка можно найти еще несколько наблюдений этого события с земли с советской стороны и от немецких сухопутных частей. Кроме того, как мы видели, эта потеря не ускользнула и от заморских радиоразведчиков.
5) Документы немецких сухопутных войск и флота
В отличие от люфтваффе, они в основном сохранились, и в той или иной мере содержат информацию о потерях немецкой авиации. Иногда это ценные подробности по отдельным самолетам, упавшим или вынужденно севшим в расположении немецких войск, порой встречаются фамилии подобранных раненых или убитых немецких лётчиков. Также ценны сообщения о налётах на немецкие аэродромы, здесь иногда можно обнаружить заметные потери люфтваффе, полностью или частично не попавшие в сводки 6-го отдела, примеры уже приводились. Но всё же это лишь фрагментарная информация.Пример с редким случаем указания процентов повреждений самолетов в документах сухопутных войск. Донесение о налёте на Брянск 23.6.1942:
![Потери люфтваффе - что мы о них знаем? Часть 2 Потери люфтваффе - что мы о них знаем? Часть 2](/images/main/poteri-lyuftvaffe-chto-mi-o-nih-znaem-chast-2-f5e570.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/akuznetz/95391538/33547/33547_original.jpg)
Перечислены следующие потери (в скобках – проценты, указанные в сводках 6-го отдела): 1 Ju88 – 80 (60) %, 3 Ju88 – 5-10% (в сводках нет), 1 He111 – 95 (95) %, 5 He111 – малые повреждения без указания процентов, в сводки не попали, 1 FW189 - 90 (в сводках нет), 1 FW189 70 (70)%, 4 FW189 по 50% (в сводке есть только один, но с 60%) и 1 FW189 - 30 (30)%. Возможно, отчасти разница со сводками 6-го отдела вызвана тем, что в донесении была предварительная оценка, которую затем пересмотрели. Но исчезновение одного сгоревшего (90%) и трех заведомо тяжело поврежденных FW189 (по 50%) можно объяснить только пропусками, которыми страдали сводки 6-го отдела. С другой стороны, один из FW189 перешел из подлежащих ремонту в безвозврат. Судя по донесению, минимум один из трех Ju88 с повреждениями 5-10% также должен был попасть в сводку, но не попал – то ли изменилась оценка, то ли просто пропустили.
Довольно часто встречаются в документах сухопутных войск выдержки из оперсводок люфтваффе, которые офицеры связи при сухопутных объединениях передавали их штабам. Ярким примером служат выдержки из оперсводок 6-го воздушного флота и 8-го авиакорпуса 4-го воздушного флота за период «Цитадели». Насколько можно опираться на данные о потерях из таких источников, наглядно видно на примере 5.7.1943 – первого дня операции.
![Потери люфтваффе - что мы о них знаем? Часть 2 Потери люфтваффе - что мы о них знаем? Часть 2](/images/main/poteri-lyuftvaffe-chto-mi-o-nih-znaem-chast-2-21f4f5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/akuznetz/95391538/33906/33906_original.jpg)
Кто-то вписал итог (19) в строку с потерями, которая создавала ложное впечатление о действительной цене успехов люфтваффе в первый день "Цитадели"
Сравнение потерь в оперсводке, приведенной выше, и в данных сводок 6-го отдела:
![Потери люфтваффе - что мы о них знаем? Часть 2 Потери люфтваффе - что мы о них знаем? Часть 2](/images/main/poteri-lyuftvaffe-chto-mi-o-nih-znaem-chast-2-449c63.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/akuznetz/95391538/32054/32054_original.jpg)
Таким образом, в выдержках из оперсводок отсутствует более трети безвозвратных потерь, перечисленных в сводках 6-го отдела, не говоря уже о полном отсутствии упоминаний о поврежденных самолетах. При этом, как мы видели выше, в самих сводках 6-го отдела нет исчерпывающего перечня потерь. Два полностью потерянных 5 июля He111 попали в сводки только в декабре, и можно только гадать, сколько потерь попасть в сводки вообще не успели. По другим дням Курской битвы картина также неполна.
Так же, как и документы люфтваффе, только в несравнимо бо́льших количествах, документы сухопутных войск сохранились в 500-м фонде ЦАМО (пример с Брянском чуть выше - оттуда). Документы Кригсмарине есть в ЦАМО и в ЦВМА.
6) Британская радиоразведка
Документы английской британской радиоразведки, хранящиеся в архиве TNA (The National Arhives) – бесценный источник сведений и о люфтваффе, и об их потерях. Тексты большинства радиограмм в основном разделили судьбу остальных документов люфтваффе. К счастью, английская радиоразведка перехватила и дешифровала огромное количество радиограмм немецких вооруженных сил, и их тексты сохранились, хотя и в переводе на английский. Дешифрованным сообщениям, переданным с помощью шифровальных машин (самая известная - «Энигма») присваивался высший гриф секретности – «Ультра». Это же название перешло и на сам комплекс мероприятий, связанных с дешифровкой радиограмм, обработкой и передачей полученных данных потребителям.Данные «Ультры» использовали, очевидно не зная источника их происхождения, авторы секретных на тот момент исследований по итогам войны, в том числе такой не потерявшей своего значения работы, как труд Министерства Авиации 1948 года «The Rise and Fall of the German Air Force (1933 to 1945)». Эта работа в XXI веке неоднократно издавалась на русском языке под разными названиями, например «Подлинная история люфтваффе».
Поскольку несколько десятилетий после войны был секретен сам факт существования «Ультры», изучение этих документов историками и энтузиастами началось сравнительно недавно. В первую очередь это отразилось на исследовании военно-морской составляющей 2-й мировой войны (роль «Ультры» в Битве за Атлантику и др.). Первой книгой о люфтваффе, в которой в числе других источников были использованы документы «Ультры», стала изданная в 2004 году работа Эндрю Эрти (Andrew Arthy) и Мортена Йессена (Morten Jessen) «Focke-Wulf FW190 in North Africa», Classic Publications, England.
На данный момент доступна онлайн только одна серия (морская) дел «Ультры» - DEFE3. Она исключительно полезна при изучении событий на море, но по теме статьи что-то полезное в ней встречается редко. Изучение серий, касающихся непосредственно люфтваффе, по понятным причинам затруднено, и там нас ждет большой объем еще не известной информации. Помимо самих текстов радиограмм, там есть созданные на основе перехваченного радиообмена разнообразные аналитические документы.
В качестве примера можно привести уже упоминавшиеся еженедельные обзоры действий люфтваффе на всех ТВД, в т.ч. и на Восточном фронте. Это синтез данных «Ультры» и обычной радиоразведки (Y-Service). Например, по состоянию на 1943 по Восточному фронту такие обзоры выглядели следующим образом. Документ начинался перечислением тактических кодов всех самолетов, выходивших в эфир, с разбивкой по дням и по эскадрам (иногда по авиагруппам) и разведэскадрильям. Понятно, что перечислялись самолеты, радиостанции которых можно было слышать на большом расстоянии, т.е. в основном 2-моторные бомбардировщики и дальние разведчики.
Затем следовал обзор активности каждого воздушного флота, 4-й ВФ давался с разбивкой по авиакорпусам. Перечислялись периоды активности в течение каждых суток с указанием времени первого и последнего выхода в эфир по каждому периоду, а иногда и по вылету, маршруты полетов разведчиков, цели для налётов бомбардировщиков, сообщения, переданные с самолетов в воздухе, приказы самолетам в воздухе с земли, другая значимая информация. Сейчас эти данные вместе с перечнем тактических кодов помогают, в частности, установить время потери некоторых самолетов. Время событий указывалось по Гринвичу (GMT).
В некоторых случаях давались комментарии, раскрывавшие смысл происходивших в воздухе событий. Задним числом можно сказать, что уровень этих комментариев в среднем весьма высок, хотя без ошибок не обходилось. Иногда в конце обзора комментировались замеченные организационные изменения, прибытие или убытие авиачастей. В числе прочего отмечались и замеченные потери. Источником служили как радиограммы с самолетов в воздухе, так и радиообмен между наземными инстанциями – как в приведенном выше примере с потерей Ju87 20.1.1943.
Но основная информация о потерях содержится в перехваченных донесениях авиачастей о боевом и численном составе, о движении матчасти и т.п. Иногда перечислялись заводские номера самолетов и/или их тактические коды. Случались и сообщения, целиком посвященные потере, повреждению или исчезновению одного или нескольких самолетов, иногда с указанием ценных подробностей.
Резюмируем достоинства и недостатки документов британской радиоразведки:
Достоинства:
- масса самой разнообразной информации, значительную часть которой больше неоткуда взять
- почти нет технических ошибок. Тексты перепроверялись, замеченные ошибки исправлялись. Сравнение с сохранившимися немецкими радиограммами показывает, что число ошибок ничтожно.
- «проблемы 1944 года» для «Ультры» не существует.
Недостатки:
- То, что не передавалось по радио, в эти документы по понятным причинам не попадало.
- Часть радиограмм не перехватывалась, принималась не полностью или в искаженном виде. В документах «Ультры» в целях секретности в таких случаях делались записи: «лист оборван», «здесь поставлена клякса» и т.п. К счастью, часть радиограмм передавалась неоднократно с целью добиться гарантированного приема (например, при сообщениях на подлодки, но не только). Поэтому есть шанс встретить текст искаженной радиограммы в другом месте в более полном виде.
- Перевод немецких терминов и аббревиатур на английский иногда затрудняет понимание того, что же было в оригинале.
7) Сведения о потерях из документов советских и союзных войск
Участники дискуссий о потерях люфтваффе в 90-е и нулевые годов обычно забывали, что информацией о предмете споров обладали и «независимые наблюдатели» - противники Германии. В данном случае мы остановимся только на советских данных. Их можно разбить на следующие группы:1) Данные по захваченному в плен лётному составу люфтваффе, в том числе содержание допросов.
2) Подобранные документы погибших немецких авиаторов, а также перечень погибших членов экипажей по показаниям тех, кто выжил. Данные допросов пленных – конечно, специфический источник. Но на достаточно большой выборке можно заметить, что пленные в основном давали достоверную информацию, хотя иногда и не на первом допросе. Использование пропагандой времен войны высказываний лишь тех, кто пытался польстить советской стороне, создает ложное впечатление о низкой достоверности показаний пленных.
3) Данные по самолетам, захваченным на аэродромах, в эшелонах и т.п.
4) Данные по сбитым самолетам, осмотренным войсками или подобранных техкомандами.
Рассматривая последние два пункта, нужно учесть, что заводские номера и тактические коды самолетов в документах иногда давались с ошибками. Сравнение с известными данными противника позволяет оценить, какие части сообщали номера и коды весьма точно, а какие – с большим числом ошибок, иногда явных, иногда не поддающихся оценке логикой.
5) Данные советской радиоразведки. По сравнению с «Ультрой» эти данные (во всяком случае те, что доступны в ЦАМО) скудны, но это тоже дополнительная информация, причем иногда та, которая не была перехвачена англичанами. Кроме того, советская разведка могла получать сведения, в принципе недоступные для англичан из-за большого расстояния до места событий. Например, в документах 329-й иад есть записи переговоров немецких лётчиков-истребителей в Крыму между собой и с землёй.
6) Захваченные документы немецких частей, соединений и объединений.
Всё написанное выше, хотя и дает более-менее понятную картину, всё же базируется на неполных, не всегда точных и иногда отрывочных данных. Но, помимо немецкой авиации, на Восточном фронте находились и ВВС союзников Германии. Их документы по большей части сохранились – не во всех странах одинаково и с разной степенью доступности.
В следующей части мы рассмотрим некоторые документы союзников Германии, которые в какой-то мере помогут решить интересующие нас вопросы. В той же части мы рассмотрим «глобальный», или балансовый подход к вопросу о потерях самолетов люфтваффе – кажущееся элементарным уравнение «было + произвели – потеряли = осталось». На этом анализ и