Постмодернизм как способ литературного бытия
metalmaugly — 04.04.2014 Мы с arkthur_kl серьезно поспорили, нужен ли постмодернизм в литературе, особенно не существующей, но создаваемой. Иными словами, что может постмодернизм дать молодым писателям.Для начала, стоит определиться с понятиями. Я не ставлю своей целью выработать единое определение постмодернизма, просто потому что это невозможно. Для меня, постмодернизм в литературном плане - это переосмысление известной структуры в призме чуждого ей изначально контекста. При этом, что важно, различение контекста и изначальной структуры идет не на стороне автора, а на стороне читателя. Автор не указывает на заимствованные модели и на изначальную структуру, их различение может произойти только в формате осмысления читателем произведения. То есть, иногда постмодернистичное произведение (напр. Умберто Эко) может быть не понятно именно так, поскольку читатель не до конца понимает особенности структуры и контекста.
Сложно и непонятно? Так и должно быть, это же постмодернизм. Разрыв означаемого и означающего, деконструкция, дискурс, габитус вот это вот все. Мы стали более лучше симулякр. Эта картинка украдена с просторов интернета и ничего не означает.
А теперь, отвлекаясь от привлекательной поэтики постмодерна, в которой нет единого ценностного поля и системы различения добра и зла (потому что контекст один, а призма - другая), перейду к примерам более наглядным.
Чаще всего, этим контекстом может являться привычный окружающий нас мир, а изначальной структурой – классическое произведение.
В этом смысле постмодернистичны персонажи Сапковского, представляющего окружающий мир, с понятными нам законами, населенный эльфами, магами и прочими созданиями. То есть, наоборот, структура – это мир типичной фэнтези, а контекст, ее изменяющий – события и законы мир повседневного.
Постмодернистичен герой марвеловских комиксов Дедпул, которой осознает, что он – герой комиксов.
Постмодернизм Пелевина, напротив, исходит из того, что изначальной структурой является наш мир, а контекстной призмой – архетипы, мистические откровения и социальные теории, делающие этот мир необычным.
Итак, надеюсь, с тем, что такое постмодернизм, немного понятно.
Однако зачем он нужен в литературе?
Здесь есть несколько объяснений.
1. Легкость восприятия (напр. Сапковский). Давайте прочитаем Властелин Колец и Ведьмака. Чьи герои нам понятнее? Какой мир может собрать 2 000 игроков, и суммарно, скорее всего, больше всего игроков за всю историю РИ? Сказали, что Толкин - запишите себя в толчки) Если произведения Толкина представляются нам лекцией профессора, которой можно вдохновляться или которую считать скукотой, то произведения Сапковского - это шутка одноклассника-одногруппника, рассказ человека с нами сходного, обильно сдобренный пикантными подробностями и долей выдумки.
2. Литературный прием. В этом плане постмодернизм является всего лишь одним из способов вовлечения читателя в чтение за счет резкого выхода за грань изначальной структуры. Фактически, что Дэдпул, что, например, книги про попаданцев, являются не самостоятельным произведением, а его лишь частью (хотя и иногда основной). Часто в низкопробной литературе, прием совмещается с легкостью, и тогда получается совсем уж постпостмодернизм. То есть, когда мир, изначально содержащий в себе элементы современного еще и попадает герой, который из современности и на ура внедряет в этот протосовременный мир современного человека. Прием действует безотказно.
3. Способ познания. Некоторые вещи неразличимы в самой структуре, если не наложить на нее, будто определенную линзу, иной контекст. Именно этим и занимается Пелевин, когда показывает устройство современного мира в призме существующих в нем оборотней, вампиров и халдеев. И я, разумеется, тяготею больше к этому способу использования постмодернизма в литературных произведениях, как для чтения, так и, в пока небольших количествах, для публикаций. Так же, этот прием можно было бы назвать "интеллектуальной критикой".
Согласны ли вы с подобным видением?
Кого бы вы могли назвать постмодернистскими авторами?
Считаете ли вы, что постмодернизм нужен?