Постмодернизм как способ литературного бытия

топ 100 блогов metalmaugly04.04.2014 Мы с Постмодернизм как способ литературного бытия arkthur_kl серьезно поспорили, нужен ли постмодернизм в литературе, особенно не существующей, но создаваемой. Иными словами, что может постмодернизм дать молодым писателям.

Для начала, стоит определиться с понятиями. Я не ставлю своей целью выработать единое определение постмодернизма, просто потому что это невозможно. Для меня, постмодернизм в литературном плане - это переосмысление известной структуры в призме чуждого ей изначально контекста. При этом, что важно, различение контекста и изначальной структуры идет не на стороне автора, а на стороне читателя. Автор не указывает на заимствованные модели и на изначальную структуру, их различение может произойти только в формате осмысления читателем произведения. То есть, иногда постмодернистичное произведение (напр. Умберто Эко) может быть не понятно именно так, поскольку читатель не до конца понимает особенности структуры и контекста.

Сложно и непонятно? Так и должно быть, это же постмодернизм. Разрыв означаемого и означающего, деконструкция, дискурс, габитус вот это вот все. Мы стали более лучше симулякр. Эта картинка украдена с просторов интернета и ничего не означает.

Постмодернизм как способ литературного бытия literature_postmodern

А теперь, отвлекаясь от привлекательной поэтики постмодерна, в которой нет единого ценностного поля и системы различения добра и зла (потому что контекст один, а призма - другая), перейду к примерам более наглядным.
Чаще всего, этим контекстом может являться привычный окружающий нас мир, а изначальной структурой – классическое произведение.

В этом смысле постмодернистичны персонажи Сапковского, представляющего окружающий мир, с понятными нам законами, населенный эльфами, магами и прочими созданиями. То есть, наоборот, структура – это мир типичной фэнтези, а контекст, ее изменяющий – события и законы мир повседневного.
Постмодернистичен герой марвеловских комиксов Дедпул, которой осознает, что он – герой комиксов.
Постмодернизм Пелевина, напротив, исходит из того, что изначальной структурой является наш мир, а контекстной призмой – архетипы, мистические откровения и социальные теории, делающие этот мир необычным.
Итак, надеюсь, с тем, что такое постмодернизм, немного понятно.
Однако зачем он нужен в литературе?
Здесь есть несколько объяснений.

1. Легкость восприятия (напр. Сапковский). Давайте прочитаем Властелин Колец и Ведьмака. Чьи герои нам понятнее? Какой мир может собрать 2 000 игроков, и суммарно, скорее всего, больше всего игроков за всю историю РИ? Сказали, что Толкин - запишите себя в толчки) Если произведения Толкина представляются нам лекцией профессора, которой можно вдохновляться или которую считать скукотой, то произведения Сапковского - это шутка одноклассника-одногруппника, рассказ человека с нами сходного, обильно сдобренный пикантными подробностями и долей выдумки.

2. Литературный прием. В этом плане постмодернизм является всего лишь одним из способов вовлечения читателя в чтение за счет резкого выхода за грань изначальной структуры. Фактически, что Дэдпул, что, например, книги про попаданцев, являются не самостоятельным произведением, а его лишь частью (хотя и иногда основной). Часто в низкопробной литературе, прием совмещается с легкостью, и тогда получается совсем уж постпостмодернизм. То есть, когда мир, изначально содержащий в себе элементы современного еще и попадает герой, который из современности и на ура внедряет в этот протосовременный мир современного человека. Прием действует безотказно.

3. Способ познания. Некоторые вещи неразличимы в самой структуре, если не наложить на нее, будто определенную линзу, иной контекст. Именно этим и занимается Пелевин, когда показывает устройство современного мира в призме существующих в нем оборотней, вампиров и халдеев. И я, разумеется, тяготею больше к этому способу использования постмодернизма в литературных произведениях, как для чтения, так и, в пока небольших количествах, для публикаций. Так же, этот прием можно было бы назвать "интеллектуальной критикой".

Согласны ли вы с подобным видением?
Кого бы вы могли назвать постмодернистскими авторами?
Считаете ли вы, что постмодернизм нужен?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда я был молодой и юный, я как-то совершенно не задумывался о том, какие цифры приходят мне в платежках ЖКХ. Они были вполне подъемны для моей зарплаты, а заморачиваться, честно говоря, не хотелось: отдал тыщу-другую и спокоен. А потом я повзрослел, научиться планировать, завел ...
02 дек 2015 жизнь стихи возможности перемены#165226 Иногда надо в жизни хоть что-то менять. Ну хоть в вазе цветы, ну хоть коврик у двери. Поменять ну хоть что-то в той крошечной сфере, Где осталась возможность на что-то влиять. Ну хоть лёгкую штору сменить на окне На другую, на ...
По жизни не люблю блондинок. Люблю черненьких и рыженьких.Но вот по жизни... ...
То к чему я так долго стремился и хотел достичь, откладывается почти на год. Хоть некоторые и утверждают, что в кредит жить плохо, но я всё равно уверен. Обладание вещью сейчас это ценность. Ведь живём один раз. И для себя. Да, согласен. Не всем дано ...
Любую науку нужно развивать. Но! Как сказал Ф. Энгельс, "Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед..." Не всякое развитие польза, если нет потребности и, следовательно, возможности этого развитии. ...