Постколониальный дискурс в применении к античной истории

С влиянием Второй Мировой войны все на самом деле очень просто. До мировых войн большим авторитетом пользовались немецкие антиковеды, а им было приятно выставлять Позднюю Римскую империю как безнадежно больного Левиафана, умиравшего естественной смертью под бременем внутренних проблем («в III веке выключился свет» и т.п.). На этом фоне древние германцы не «разрушили цивилизацию», а наоборот, ее «перезапустили», избавив Европу от «заживо гниющего полутрупа». Если же признать, что Поздний Рим был вполне жизнеспособным и «прогрессивным» образованием, то получится, что германцы не «милосердно упокоили зомби», а подло и глупо задушили слегка приболевшую мать, чтобы потом провалиться в Темные века и сиротами скитаться по помойкам. При Гитлере немецкая гуманитарная наука себя дискредитировала, и это не обошло стороной даже антиковедение (образ свободолюбивых древних германцев, противостоящих «загнивающей латинской расе», активно использовался в пропаганде). После войны французам, англичанам, американцам уже ничто не мешало найти множество доказательств того, что «свет не выключался», что Поздний Рим был вполне жизнеспособным и благоустроенным государством типа welfare state, которое процветало и экономически, и демографически, и достигло невероятных высот в культуре. А главную роль в его крахе сыграло давление варваров.
В XXI веке, впрочем, тренды уже переменились: теперь и германцы тоже хорошие, а тот разгул мультикультурализма и инклюзивности, который они привнесли на территорию Империи в V веке, нужно трактовать не как ухудшение, а как еще большее улучшение. Само понятие «крах цивилизации» вычеркнуто из политкорректного новояза, поскольку еще ранее было вычеркнуто понятие «цивилизация», как недостаточно инклюзивное и обижающее «нецивилизованные» народы. Картина «агрессивного варварского потока», который (якобы) затопил Западную часть империи в V в., была придумана в эпоху Юстиниана для идеологического обоснования восточно-римской агрессии. Результат естественного развития Западной части Римского мира в духе мультикультурализма, культурного синтеза и политики открытых дверей был представлен восточно-римскими
Примерно так выглядит политкорректная интерпретация позднеримской истории. Хотя это еще не «последний писк», поскольку «гендерные исследования» еще толком не освоили эту сферу. Собственно, не буду пересказывать ранее написанный текст, кому интересно, могут зайти по ссылке:
ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ: ОТ ПАРАДИГМЫ «СМЕРТЕЛЬНОЙ БОЛЕЗНИ» ДО ВТОРЖЕНИЯ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ
|
</> |