Пост материнских раздумий. "Портфолио" и другие страшные слова.

Когда мы выбирали нашему первокласснику школу, мы
изначально нацеливались на то, что школа будет именно начальной,
т.е. после 4 класса сын будет поступать куда-то в гимназию или в
школу с более серьезным уровнем обучения. Выбранная нами
сейчас школа не претендует на серьезные академические успехи
учеников и называется "школа здоровья". Т.е. дети там каждый день
занимаются тем или иным видом спорта, катаются на лыжах и ходят в
школьный бассейн, валяются на специальных матрасах в комнате
релаксации, стоят на каких-то резиновых ковриках для стимуляции
кровообращения стоп, проходят диагностику позвоночника, пьют
кислородные коктейли и вообще имеют fun. Школьный психолог
периодически их тестирует на то, нет ли, не дай бог, у них
стресса от учебы. Кроме того, она близко к дому, и ребенок хорошо
высыпается. В общем, все понятно с этйо школой:-). Причиной такого
нашего выбора было то, что сын очень часто болеет, и только недавно
наметились хоть какие-то улучшения ситуации. Например, он проболел
всю первую четверть в первом классе. И уже половину третьей. Если
бы он учился в какой-то амбициозной начальной школе с суровыми
требованиями, мы бы только и делали, что full-time дублировали весь
учебный процесс (или пришлось бы нанимать домашнего учителя). В
нашей же школе, даже пропустив добрую треть занятий, сын завален
пятерками и захвален учительницей. И мы с мужем уже начинаем
серьезно опасаться, что у него будет завышенная самооценка и
отсутствие чувства реальности в отношении своих способностей. Но
поскольку часто болеть он продолжает, ни о какой более серьезной
начальной школе мы пока не думаем.
Что же касается пост-начальной школы, то еще до того, как мы
выбрали начальную, я имела на примете школы, в которые можно было
бы нацеливаться после 4 класса. Из них есть две наиболее желанных.
Одна - обычная школа с сильными лицейскими классами по биологи и
химии (и с более-менее зеленым светом на биологический, химический
и фундаментальной медицины факультеты МГУ). Другая - гимназия (в
ней даже нет начальных классов) с физико-математическим уклоном, а
также с усиленным преподаванием информатики. В обе школы конкурсный
набор в пятые классы. Первая школа мне нравится больше, т.к. глядя
на сына, я вижу, что он не особенно теоретик, он, скорее - инженер
и естествоиспытатель. Т.е. биология и химия ему, мне кажется, будут
ближе, чем математика и даже физика. Кроме того, эта школа, судя по
отзывам, имеет ту атмосферу интеллигентного клуба по интересам,
которая лично мне очень близка, и я была бы рада, если бы сын
учился среди детей из таких семей и такой атмосферы. Но эта школа в
трех остновках метро от дома, это далековато по моим понятиям.
Кроме того, там непонятен механизм подговки к вступительным
экзаменам, и даже образцы экзаменационных заданий на сайте не
вывешены (для 5-классников, для старших-то классов - вывешены). Но
что-то мне подсказывает, что они сложней, чем в
физико-математической школе (там не только диктант, например, по
русскому языку, а еще и с доп. заданием, а в физико-математической
- просто диктант). Вторая школа (физико-математическая гимназия),
во-первых, ближе к дому (1 остановка метро), во-вторых, имела более
прозрачный процесс поступления - все задания вступительных
экзаменов за все годы вывешены, но самое главное - в школе
действовали годичные подгтовительные курсы, что очень грело мою
душу, т.к. они предполагали спокойную подготовку к экзаменам, без
стрессов и неведения, и хороший шанс поступить.
И вот вчера...вчера я
зашла на сайт этой школы по какому-то наитию, внутреннему
тревожному чувству. И плохие предчувствия меня не обманули.
Во-первых, в гимназии сменился директор (раньше многие годы был
мужчина, который и держал эту гимназию на достаточно высоком
уровне), теперь - женщина с лицом "советская функционерша". Ее лицо
меня не обмануло, т.к. следующим шагом я увидела, что
подготовительных курсов со следующего года не будет, и не будет,
видимо, уже никогда. Экзамены остались при этом, и, хотя
они мне они не показались сложными, судя по вывешенным
образцам, я занервничала - ведь к ним надо как-то готовиться, и
самостоятельно. Еще одно новшество - большой упор теперь
делается на собеседование, для прохождения которого ребенку нужно
предоставить портфолио. Вот тут меня накрыло черной волной
ужаса...Т.к. в этом слове...в этом слове сосредоточились все
ужасные контексты, вся враждебная мне картина мира. Я посмотрела в
Интеренете примерный состав портфолио для школы. Я молчу о дизайне
(да, да, уже предлагают дизайны портфолио и даже услуги по
составлению портфолио школьника). Теперь про ужасные контексты.
"Портфолио" для меня - это дешевые понты, это too eager to succeed,
"портфолио" - это form over substance, это дети-дрессированные
обезьянки, натасканные на раздел "мои успехи" и "мое участие в
олимпиадах". Сразу оговорюсь, что против олимпиад школьников я
ничего не имею, я даже "за", но...но не для учеников начальной
школы. В чем, ну в чем могут могут состязаться первоклассники? Тем
не менее, "участие в олимпиадах", "мои спортивные награды" и "моя
общественная жизнь" (!) - самые рекомендуемые разделы портфолио
школьника (меня плющит от одного слова, госссподи). Но...страшное
слово "портфолио" смотрело на меня с сайта желанной
гимназии. Спустя некоторое время я успокоилась, и начала
так и эдак обдумывать страшное слово, и даже искать в нем что-то
позитивное. Ну конечно, школе надо познакомиться как-то с
абитуриентом (разделы "моя семья" и "мои увлечения" тоже
присутствуют в портфолио), прежде чем иметь с ним дело. Конечно,
это средство отсеивания детей по социальной среде их семей (что
хорошо). Хотя раньше в гимназию отсеивали только по результатам
экзаменов, что обсуславливало ее высокий уровень. И, как я не
отверчивалась от этого слова, "портфолио" предполагает участие в
олимпиадах... "Олимпиады"...Набравшись смелости, и отрешившись от
образа детей-дрессированных обезьянок, мамам которых нечем
заняться, кроме как таскать малолетних детей по олимпиадам, я ввела
в гугл страшные слова "олимпиады младших школьников". И тут....и
тут меня ждал сюрприз. Оказывается, существуют очень интересные
школы дистанционного углубленного изучения математики, например
(при бывших дворцах пионеров), в которых обучаются как старшие
школьники, так и младшие. На сайте одной из них написаны отличные
слова, что для участия в таком обучении младшему школьнику
достаточно иметь рядом с собой заинтересованного взрослого, который
может даже не помнить талицы умножения. Т.е. учатся дети, а не их
амбициозные родители, что меня очень радует. Родители только
организуют процесс - регистрация ребенка на сайте, скачивание
заданий и отправление по эл. почте сделанных заданий.
Присоединиться можно с любого дня - ребенку дадут тест (для того,
чтобы определить его текущий уровень), и будут отсылать ему задания
и комментарии по исполненным заданиям, ориентируясь на его
индивидуальный уровень. В школе предусмотрены также очные
математические кружки, и даже выездные математические школы, но
участие в них необязательно, главный упор на заочное
обучение. Задания я посмотрела - это задания на логику, то, что в
нашем детстве называлось "на смекалку". И конечно, эта организация
проводит олимпиады, а также дает детям информацию по другим
олимпиад в Москве. Мне так понравилась эта идея! Вот что значит
"снять шоры" и переступить через привычные стереотипы. Во-первых,
участие в этой заочной школе решит проблемы с наметившейся
завышенной самооценкой сына - там он уже будет соревноваться с
другими детьми, и будет знать себе реальную цену, а не блистать на
уровне "школы здоровья". Во-вторых,это возможность, даже часто
болея, и сидя дома, получать дополнительное математическое
образование и развивать логическое мышление (что немаловажно для
прохождения всех этих экзаменов в гимназиях). И в-третьих, в
третьих....ооооооо, у нас будет портфоооооолиооооо:-)
Вернее, материал для оного. Я теперь даже благодарна той новой
директрисе, которая вначале так напугала меня своими
нововведениями. Откуда бы еще я узнала про такую бурную олимпиадную
жизнь Москвы (я пока даже не подступалась к олимпиадам старших
школьников, но их неизмеримо больше, чем для младших, и они
проводятся постоянно, по каким хочешь предметам), а главное - где
бы я узнала про возможности дополнительного обучения, не выходя из
дома. Это все, что я хотела сказать по данной теме:-)))
А теперь вопросы к сведующим и интересующимся френдам.
1. Про олимпиады.
Если кто-то что-то знает про олимпиады для младших школьников,
дистанционное обучение и (прости господи) портфолио - прошу
поделиться
2. Про книжки. Если кто-то знает про книжки и учебники из разряда
"развитие логики" для младших школьников - прошу поделиться. Я из
своего детства помню Физику В. Перельмана (прекрасную), но это нам
еще рано. Помню, была у меня еще классная книжка, которая
называлась "Примени математику" (автора не помню) - из той же серии
развития логики (бытовые задачки на начальный уровень знания
математики, но на нестандартное мышление).
3. Про Факультет фундаментально медицины МГУ. Кто про него
что-нибудь слышал? он создан относительно недавно в начале 90-х), и
по описанию на сайте звучит впечатляюще.
4. Вопрос
глобально-философский к Бьюти (а также ко всем, что-то знающим про
биохимию): Аня, я, конечно, отдаю себе отчет в том, что у сына все
может поменяться в плане приоритетов, но не могла бы ты мне сказать
пару слов на тему "роль биохимии в современном мире":-). Вот
буквально: где работают люди с образованием биохимика (в моей
стране, в твоей стране, на Западе), т.е. какие тут могут быть
возможные карьеры, и в каких странах. И вообще, куда, к каком
направлении будет развиваться биохимия в ближайший
десяток-другой лет. Какие страны знамениты своими
университетами в этой части. Ну, не прошу ответа строго на эти
вопросы, просто задала общий смысл интересующего меня. У нас в
семье и среди друзей биохимиков нет, но вот сын, как мне кажется,
явно в ту область тяготеет. Хочется хоть как-то представлять хотя
бы на базовом уровне, что это за зверь. Может, почитать что-то
выдашь ссылкой. Буду очень благодарна.