Пост материнских раздумий. "Портфолио" и другие страшные слова.

топ 100 блогов mrs_cunning23.02.2011

Когда мы выбирали нашему первокласснику школу, мы изначально нацеливались на то, что школа будет именно начальной, т.е. после 4 класса сын будет поступать куда-то в гимназию или в школу с более серьезным уровнем обучения. Выбранная нами сейчас школа не претендует на серьезные академические успехи  учеников и называется "школа здоровья". Т.е. дети там каждый день занимаются тем или иным видом спорта, катаются на лыжах и ходят в школьный бассейн, валяются на специальных матрасах в комнате релаксации, стоят на каких-то резиновых ковриках для стимуляции кровообращения стоп, проходят диагностику позвоночника, пьют кислородные коктейли и вообще имеют fun. Школьный психолог периодически их тестирует на то, нет ли, не дай бог, у них стресса от учебы. Кроме того, она близко к дому, и ребенок хорошо высыпается. В общем, все понятно с этйо школой:-). Причиной такого нашего выбора было то, что сын очень часто болеет, и только недавно наметились хоть какие-то улучшения ситуации. Например, он проболел всю первую четверть в первом классе. И уже половину третьей. Если бы он учился в какой-то амбициозной начальной школе с суровыми требованиями, мы бы только и делали, что full-time дублировали весь учебный процесс (или пришлось бы нанимать домашнего учителя). В нашей же школе, даже пропустив добрую треть занятий, сын завален пятерками и захвален учительницей. И мы с мужем уже начинаем серьезно опасаться, что у него будет завышенная самооценка и отсутствие чувства реальности в отношении своих способностей. Но поскольку часто болеть он продолжает, ни о какой более серьезной начальной школе мы пока не думаем.  

Что же касается пост-начальной школы, то еще до того, как мы выбрали начальную, я имела на примете школы, в которые можно было бы нацеливаться после 4 класса. Из них есть две наиболее желанных. Одна - обычная школа с сильными лицейскими классами по биологи и химии (и с более-менее зеленым светом на биологический, химический и фундаментальной медицины факультеты МГУ). Другая - гимназия (в ней даже нет начальных классов) с физико-математическим уклоном, а также с усиленным преподаванием информатики. В обе школы конкурсный набор в пятые классы. Первая школа мне нравится больше, т.к. глядя на сына, я вижу, что он не особенно теоретик, он, скорее - инженер и естествоиспытатель. Т.е. биология и химия ему, мне кажется, будут ближе, чем математика и даже физика. Кроме того, эта школа, судя по отзывам, имеет ту атмосферу интеллигентного клуба по интересам, которая лично мне очень близка, и я была бы рада, если бы сын учился среди детей из таких семей и такой атмосферы. Но эта школа в трех остновках метро от дома, это далековато по моим понятиям. Кроме того, там непонятен механизм подговки к вступительным экзаменам, и даже образцы экзаменационных заданий на сайте не вывешены (для 5-классников, для старших-то классов - вывешены). Но что-то мне подсказывает, что они сложней, чем в физико-математической школе (там не только диктант, например, по русскому языку, а еще и с доп. заданием, а в физико-математической - просто диктант). Вторая школа (физико-математическая гимназия), во-первых, ближе к дому (1 остановка метро), во-вторых, имела более прозрачный процесс поступления - все задания вступительных экзаменов за все годы вывешены, но самое главное - в школе действовали годичные подгтовительные курсы, что очень грело мою душу, т.к. они предполагали спокойную подготовку к экзаменам, без стрессов и неведения, и хороший шанс поступить.



И вот вчера...вчера я зашла на сайт этой школы по какому-то наитию, внутреннему тревожному чувству. И плохие предчувствия меня не обманули. Во-первых, в гимназии сменился директор (раньше многие годы был мужчина, который и держал эту гимназию на достаточно высоком уровне), теперь - женщина с лицом "советская функционерша". Ее лицо меня не обмануло, т.к. следующим шагом я увидела, что подготовительных курсов со следующего года не будет, и не будет, видимо, уже никогда. Экзамены остались при этом, и, хотя они мне они не показались сложными, судя по вывешенным образцам, я занервничала - ведь к ним надо как-то готовиться, и самостоятельно. Еще одно новшество - большой упор теперь делается на собеседование, для прохождения которого ребенку нужно предоставить портфолио. Вот тут меня накрыло черной волной ужаса...Т.к. в этом слове...в этом слове сосредоточились все ужасные контексты, вся враждебная мне картина мира. Я посмотрела в Интеренете примерный состав портфолио для школы. Я молчу о дизайне (да, да, уже предлагают дизайны портфолио и даже услуги по составлению портфолио школьника). Теперь про ужасные контексты. "Портфолио" для меня - это дешевые понты, это too eager to succeed, "портфолио" - это form over substance, это дети-дрессированные обезьянки, натасканные на раздел "мои успехи" и "мое участие в олимпиадах". Сразу оговорюсь, что против олимпиад школьников я ничего не имею, я даже "за", но...но не для учеников начальной школы. В чем, ну в чем могут могут состязаться первоклассники? Тем не менее, "участие в олимпиадах", "мои спортивные награды" и "моя общественная жизнь" (!) - самые рекомендуемые разделы портфолио школьника (меня плющит от одного слова, госссподи). Но...страшное слово "портфолио" смотрело на меня с сайта желанной гимназии. Спустя некоторое время я успокоилась, и начала так и эдак обдумывать страшное слово, и даже искать в нем что-то позитивное. Ну конечно, школе надо познакомиться как-то с абитуриентом (разделы "моя семья" и "мои увлечения" тоже присутствуют в портфолио), прежде чем иметь с ним дело. Конечно, это средство отсеивания детей по социальной среде их семей (что хорошо). Хотя раньше в гимназию отсеивали только по результатам экзаменов, что обсуславливало ее высокий уровень. И, как я не отверчивалась от этого слова, "портфолио" предполагает участие в олимпиадах... "Олимпиады"...Набравшись смелости, и отрешившись от образа детей-дрессированных обезьянок, мамам которых нечем заняться, кроме как таскать малолетних детей по олимпиадам, я ввела в гугл страшные слова "олимпиады младших школьников". И тут....и тут меня ждал сюрприз. Оказывается, существуют очень интересные школы дистанционного углубленного изучения математики, например (при бывших дворцах пионеров), в которых обучаются как старшие школьники, так и младшие. На сайте одной из них написаны отличные слова, что для участия в таком обучении младшему школьнику достаточно иметь рядом с собой заинтересованного взрослого, который может даже не помнить талицы умножения. Т.е. учатся дети, а не их амбициозные родители, что меня очень радует. Родители только организуют процесс - регистрация ребенка на сайте, скачивание заданий и отправление по эл. почте сделанных заданий. Присоединиться можно с любого дня - ребенку дадут тест (для того, чтобы определить его текущий уровень), и будут отсылать ему задания и комментарии по исполненным заданиям, ориентируясь на его индивидуальный уровень. В школе предусмотрены также очные математические кружки, и даже выездные математические школы, но участие в них необязательно, главный упор  на заочное обучение. Задания я посмотрела - это задания на логику, то, что в нашем детстве называлось "на смекалку". И конечно, эта организация проводит олимпиады, а также дает детям информацию по другим олимпиад в Москве. Мне так понравилась эта идея! Вот что значит "снять шоры" и переступить через привычные стереотипы. Во-первых, участие в этой заочной школе решит проблемы с наметившейся завышенной самооценкой сына - там он уже будет соревноваться с другими детьми, и будет знать себе реальную цену, а не блистать на уровне "школы здоровья". Во-вторых,это возможность, даже часто болея, и сидя дома, получать дополнительное математическое образование и развивать логическое мышление (что немаловажно для прохождения всех этих экзаменов в гимназиях). И в-третьих, в третьих....ооооооо, у нас будет портфоооооолиооооо:-) Вернее, материал для оного. Я теперь даже благодарна той новой директрисе, которая вначале так напугала меня своими нововведениями. Откуда бы еще я узнала про такую бурную олимпиадную жизнь Москвы (я пока даже не подступалась к олимпиадам старших школьников, но их неизмеримо больше, чем для младших, и они проводятся постоянно, по каким хочешь предметам), а главное - где бы я узнала про возможности дополнительного обучения, не выходя из дома. Это все, что я хотела сказать по данной теме:-)))

А теперь вопросы к сведующим и интересующимся френдам.

1. Про олимпиады. Если кто-то что-то знает про олимпиады для младших школьников, дистанционное обучение и (прости господи) портфолио - прошу поделиться
2. Про книжки. Если кто-то знает про книжки и учебники из разряда "развитие логики" для младших школьников - прошу поделиться. Я из своего детства помню Физику В. Перельмана (прекрасную), но это нам еще рано. Помню, была у меня еще классная книжка, которая называлась "Примени математику" (автора не помню) - из той же серии развития логики (бытовые задачки на начальный уровень знания математики, но на нестандартное мышление).
3. Про Факультет фундаментально медицины МГУ. Кто про него что-нибудь слышал? он создан относительно недавно в начале 90-х), и по описанию на сайте звучит впечатляюще. 

4. Вопрос глобально-философский к Бьюти (а также ко всем, что-то знающим про биохимию): Аня, я, конечно, отдаю себе отчет в том, что у сына все может поменяться в плане приоритетов, но не могла бы ты мне сказать пару слов на тему "роль биохимии в современном мире":-). Вот буквально: где работают люди с образованием биохимика (в моей стране, в твоей стране, на Западе), т.е. какие тут могут быть возможные карьеры, и в каких странах. И вообще, куда, к каком направлении будет развиваться биохимия в ближайший десяток-другой лет. Какие страны знамениты своими университетами в этой части. Ну, не прошу ответа строго на эти вопросы, просто задала общий смысл интересующего меня. У нас в семье и среди друзей биохимиков нет, но вот сын, как мне кажется, явно в ту область тяготеет. Хочется хоть как-то представлять хотя бы на базовом уровне, что это за зверь. Может, почитать что-то выдашь ссылкой. Буду очень благодарна.  
 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все-таки я идеальная женщина. Вы много встречали таких, которых приводишь в галери лафайетт, а она ну вообще ничего не хочет себе? Вот, это я ))). У меня так всегда - нет денег, я нахожу кучу шмотья, которое хочу не могу, а когда есть возможность купить ...
Крымские автоинспекторы не будут требовать от местных водителей неукоснительного соблюдения российских правил по тонировке стекол автомобилей до следующего года, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление премьер-министра республики Сергея Аксенова. «Я дал команду сотрудникам ...
Таким увидит нас западный ...
Здесь и далее фото автора ...
Вернул семью в лоно семьи.   Они уезжали-то с соплями, а теперяшняя погода не сильно способствует их лечению. К тому же у бабушки и холодной в квартире, и развернуться ...