"Послушание власти никогда не было частью христианского учения"...

топ 100 блогов pretre_philippe03.12.2019 Так утверждает отец Андрей Кордочкин, мой единомышленник и хороший знакомый (был у него на службе в Мадриде чуть больше двух месяцев назад). Конечно, тут сразу могут посыпаться возражения: а как же "Бога бойтесь, царя чтите" у апостола Петра? А как же "нет власти не от Бога" у апостола Павла? На это сам же о. Андрей отвечает: "Апостол Павел говорит, что нет власти не от Бога. Это означает, что христианство не проповедует анархию, но это не означает, что любая власть — хороша.
Зло может иметь институциональные формы, не случайно Апокалипсис описывает империю того времени как зверя и блудницу. Абсолютное послушание любой власти, любому закону никогда не было частью христианского учения".
Совершенно верно: до тех пор, пока в империи царил относительный мир (хотя уже тогда к христианам выражалось всяческое пренебрежение и подозрение), апостолы Петр и Павел могли писать, что "начальник - Божий слуга, он не напрасно носит меч..." и т.д. Но два-три десятилетия спустя как раз и был написано Апокалипсис Иоанна, уже в другой обстановке, и под "вавилонской блудницей", конечно, подразумевалась та же Римская империя.
Из последнего интервью отца Андрея:

«Исполняя пастырский долг печалования о заключенных, мы, священники Русской Православной Церкви, каждый от своего имени, считаем своим долгом выразить убеждение в необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков, присужденных ряду фигурантов «московского дела»…» — так начиналось Открытое письмо, подписи под которым поставили 182 священника. География храмов, где служат священники-подписанты, предельно широкая: Москва, Петербург, Астрахань, Волгоград, Воронеж, Горно-Алтайск, Иваново, Иркутск, Липецк, Орел, Пенза, Самара, Саратов, Тверь, Тюмень, Череповец и другие города и села. С ними солидарны священники, которые служат в Австрии, Белоруссии, Бельгии, Германии, Гонконге, Ирландии, Италии, Казахстане и Украине.

— Отец Андрей, как родилась сама идея этого письма? Вы, я так понимаю, были одним из его инициаторов?

— Письмо родилось как результат коллективного труда группы священников, некоторые из которых находились за тысячи километров друг от друга и даже не были знакомы. Поначалу я, честно говоря, к идее письма отнесся скептически. Мне казалось, что если письмо подпишут пять-шесть человек, это будет холостой выстрел. Я думал, что десять подписантов — это максимум.

— То есть, вы не ожидали, что соберете около двухсот подписей?

— Совершенно не ожидал. И это означает, то, что мы написали и подписали, оказалось созвучным тому, что думают очень и очень многие. Я сам безусловно отказываюсь понимать и принимать это письмо как политический акт. Мы не принимаем сторону никакой политической партии, мы не выражаем симпатии никакому политическому лидеру. Да, у тех людей, которые упоминаются в письме, есть определенные убеждения, но нужно иметь очень плоское, линейное мышление, чтобы считать, что если ты заступаешься за человека, ты непременно разделяешь его политические взгляды. Приведу очень простой пример. Я абсолютно возмущен, когда читаю о пытках над «Свидетелями Иеговы», которые как организация запрещены в России, но, думаю, что никто меня, православного священника, не заподозрит, будто я разделяю их вероучение. Я могу не быть с ним солидарным, но готов защищать свободу других людей, которые по-другому мыслят, по-другому верят, потому что считаю, что, защищая свободу других, мы защищаем и свою свободу, и свое достоинство. Стоять рядом и злорадно улыбаться, когда происходят такие вещи — мол, так им и надо — это, по меньшей мере, очень легкомысленно. Потому что в данном случае запреты, насилие и пытки — это дело рук тех же людей, которые вчера пытали и били нас, православных людей, и если завтра им будет позволено, и они получат команду, то с большим удовольствием займутся снова любимым делом. Но появление письма означает, что мы уже не будем сидеть молча и смотреть.

— Вообще, это письмо, поправьте меня, если я ошибаюсь, уникальное явление в нашей истории ХХ-XXI века.

— Не совсем. Мы можем вспомнить об открытом письме, которое было подписано в 1965 году двумя священниками, отцом Николаем Эшлиманом и отцом Глебом Якуниным, адресованное тогдашнему Святейшему Патриарху. В нем говорилось, главным образом, о гонениях на Церковь в хрущевскую эпоху.

— Но два человека, это лишь два человека…

— Конечно. Но не забывайте: выросло новое поколение священников, сознание которых было сформировано в постсоветскую эпоху. Хотя среди подписавших есть и пожилые священники, в основном это люди, которые выросли не в страхе, они не рассуждают, как премудрый пескарь из сказки Салтыкова-Щедрина. Кроме этого, сам мир изменился за полвека неузнаваемо технологически, не только идеологически. Вы только представьте себе усилия диссидента, который решил в 60-е годы составить какой—то текст и сделать его доступным в количестве пятисот экземпляров. Это потребовало бы колоссальных усилий и времени.

— «Эрика» берет четыре копии…

— Да. «Эрика» берет четыре копии. А здесь священники, которые готовили это письмо, находились на расстоянии нескольких тысяч километров друг от друга, и согласовывали они текст между собой, используя не секретные технологии, а то, что сейчас у каждого человека в кармане. Я думаю, что этот технологический прорыв, конечно, сильно недооценивают те, кто делают ставку на телепропаганду.

.................................

Вы ожидали такую реакцию на него?

— А какая была реакция?

— Ну, первая реакция церкви. «Церковь имеет право печалования и активно им пользуется, в том числе непублично. Это осуществляется и по линии Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, и по линии православных общественных организаций. В России, как и в любой стране, в том числе и в тех государствах, в которых живут подписавшие данное заявление священники, есть несправедливо осужденные, но когда из них всех выбирается несколько подсудимых, наиболее известных по СМИ, — это политика, а не печалование… Подписывать декларации, в которых странным образом перемешана политическая риторика и священные тексты, — это легкий, но бесполезный путь…» Такое мнение высказал журналистам заместитель председателя Отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.

— Реакция Кипшидзе мне показалась несколько циничной. Он сказал, что люди, подписавшие письмо, пошли по «легкому пути». Да кого-то из священников, которые поставили свою подпись под письмом, из-за этого никаких сложностей не возникло; было, и что епископы выражали подписантам свою непубличную поддержку. Но были случаи, когда епархиальные секретари орали по телефону, угрожали, требовали убрать подписи. Я знаю и о случаях, когда соответствующие государственные органы проявляли к священникам интерес, это происходило либо через епархии, либо напрямую. Им задавали вопросы: кто возглавляет ваше объединение? Кто вас финансирует? Есть ли у вас на приходе ячейки? И так далее. О чем говорят эти вопросы? О том, что сознание этих людей принципиально не изменилось за последние десятилетия, что сознание это по—прежнему линейное, что сами формулировки вопросов предполагают, что человек может что-либо делать только по указке — из Кремля, из Белого дома – откуда угодно, но только по приказу. Потому что сами эти люди устроены таким образом. Они не рассуждают такими понятиями, как свобода или инициатива. И сказать, что священники, которые оказались под этим давлением, пошли по легкому пути, не кажется мне точным определением их выбора. Мне кажется, что их поступок требовал и от известных священников, и от неизвестных, и столичных, и провинциальных, конечно же, мужества. И я значительно больше переживаю за судьбу не тех московских ярких священников, которые на виду, которых знают и уважают, а за судьбу духовенства из регионов, о судьбе которых мы не всегда можем даже узнать. Хотя, конечно, мы пытаемся следить за ситуацией.

— По отношению к вам ничего не предпринималось?

— Нет, но давайте вернемся к тексту. Там есть три основных пункта —

справедливый суд, отказ от лжесвидетельства, и отказ от неоправданного насилия. Это библейские нормы, и кому, как не нам, их провозглашать?

Нелепо священника подвергать давлению за исполнение своих обязанностей. А обязанности эти не в том, чтобы быть работником идеологически-патриотического фронта, а совершать свое служение евангельским словом, которое священник обращает к людям, соизмеряя нашу жизнь с тем, чему учит христианство.

— Прозвучало слово «патриотизм»… Год назад Вы написали книгу «Кесарю кесарево? Должен ли христианин быть патриотом?», в которой подвергли критике соединение православия и государственного патриотизма, предусматривающего борьбу с врагами.

— Я бы сказал: книжку. Она не очень толстая, мне хотелось, чтобы человек был в состоянии прочесть ее за три-четыре круга по кольцевой линии московского метро.

— По-моему, она не очень соответствует ряду выступлений ряда руководителей церкви.

— Знаете, когда я ее писал, я не думал, что она должна соответствовать или не соответствовать. Понятие патриотизма, по большому счету, не подвергалось критическому анализу в России. И если в Америке это понятие переосмысливалось и во время вьетнамской войны, и во время войны в Ираке, то у нас — это некая сама собой разумеющаяся добродетель. Но, конечно, надо бы сначала понять, что это такое патриотизм. Почти все определения патриотизма говорят о том, что, он предполагает готовность защитить страну от ее врагов, но кто определит этих врагов? Страна может идентифицировать врагов на другом конце планеты — в том же Вьетнаме, в Афганистане, в Корее… Да и внутри страны — как врагов народа. Поэтому часто получается, то, что мы именуем патриотизмом, оказывается на самом деле лишь лояльностью власти, а это вовсе не одно и то же.

Апостол Павел говорит, что нет власти не от Бога. Это означает, что христианство не проповедует анархию, но это не означает, что любая власть — хороша.

Зло может иметь институциональные формы, не случайно Апокалипсис описывает империю того времени как зверя и блудницу. Абсолютное послушание любой власти, любому закону никогда не было частью христианского учения. А до какого предела эта лояльность власти хороша и добродетельна — об этом и написана книжка.
............................

— Вернемся к вашему письму. Что, на ваш взгляд, изменило оно в нашем общественном сознании, на что оно повлияло и повлияет, если, конечно, повлияет вообще?

— Когда у меня спрашивают, чего вы добились этим письмом, я отвечаю: один из тех людей, кто был прямо в нем назван, уже на свободе, дело второго, я надеюсь, будет пересмотрено. Кроме того, это письмо имело огромный миссионерский эффект: и церковные люди, и неверующие увидели, что церковь может говорить правду — смело и ни на кого не оглядываясь. Я знаю, что ко многим священникам стали приходить люди, особенно молодые, которые раньше относились к нам с сарказмом. Не только молодые люди изменили отношение к нам. К примеру, я не помню чтобы за последние 25 лет Владимир Владимирович Познер сказал комплимент в адрес Русской православной церкви. Он говорил, что рассматривает церковь как силу агрессивную, темную, всегда стремившуюся и стремящуюся к власти и к богатству. А на следующий день после опубликования письма он в своем блоге написал, что жалеет, что под этим письмом не оказалось и его подписи.

Но и для самих священников, которые его подписали, это стало огромным событием в их собственной жизни, потому что человеку важно слышать голос не только другого человека, но и самого себя. За эти два с половиной месяца я часто вспоминал фильм Андрея Тарковского «Зеркало», где есть образ заикающегося мальчика, который после сеанса у врача говорит: «Я могу говорить!» Это очень важное событие в жизни человека. Совсем недавно я прочитал в новостях, как «пострадавший» полицейский в суде отказался считать себя потерпевшим. Это – мужественный поступок, и мы, конечно, не знаем, почему он так поступил, но мне не хотелось бы отвергать возможность, что он прочитал наше письмо. Его будут читать, оно уже живет своей жизнью, и будет жить, как документ истории. Поэтому мне кажется, что наш поступок не был напрасным, не был бесполезным, даже если он и не имел, как кому—то кажется, мгновенных видимых результатов.

НОВАЯ ГАЗЕТА

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
10 августа 2003 года состоялась космическая свадьба российского космонавта Юрия Маленченко и гражданки США российского происхождения Екатерины Дмитриевой . Космическая - не эпитет для красоты, церемония действительно прошла на орбите, когда Маленченко находился на борту МКС. Это ...
Это и поздравление тем, кто ждет приближение Старого Нового Года (заводит куранты и всё такое прочее) и название книги. Этой книгой я завершаю обзор новогодних книг (вроде бы:), а не новогодних еще есть у меня). Книга была куплена одной из последних. Даже не знаю, что именно заставило ...
Вроде бы давно пора было привыкнуть, но до сих пор порой вздрагиваю, когда вижу вот такое: "Всегда ли люди стремятся помочь человеку, попавшему в беду? Этот вопрос является центральным в тексте А.И. Куприна" .  — Это из работы ученика. А вот про тот же текст из таблицы для ...
Вы не поверите :)   Поездка на разведку по проселочным дорогам (когда встречались с вараном) была неспроста: один героический клуб (имени Ивана Сусанина!) собирался пройти Six Foot Track (42 км) в Голубых горах. Потом две недели напряженно изучался ...
Приветствую уважабы, вопрос имею. Наверное было в комментах - да некогда искать, сорян. Нужен ли мне какой нибудь пропуск что бы из СПб во Внуково приехать на автомобиле числа 27 мая, усадить пассажиров на рейс в направлении НИМ и самому отбыть в обратном направлении, но так же НИМ? И ...