Последнюю часть приключений Индианы Джонса дружно ругали,
chukcheev — 03.10.2023 Последнюючасть приключений Индианы Джонса дружно ругали, отчего перед просмотром не было никаких завышенных ожиданий. К сожалению, критики не ошиблись: картина – при всём старании съёмочной команды, которая местами была просто великолепной – не получилась.
Впрочем, как сейчас становится понятным, она и не могла получиться – несмотря на предпринятые целой бригадой сценаристов усилия, ибо страдает одним фундаментальным структурным изъяном, который губит на корню всё начинание.
В чём заключается этот изъян? В драматически неверно выбранном главном герое. Нынешний Индиана Джонс (действие картины происходит в 1969, из предыдущих частей мы знаем, что он ровесник Хемингуэя, следовательно, на экране ему семьдесят) – это не просто пожилой, траченый жизнью профессор, прозябающий в нью-йоркском колледже, которого к тому же посреди учебного семестра отправляют на пенсию.
Индиана Джонс – это тень себя прежнего, полностью утративший азарт, равнодушный к поиску исторических артефактов, лишённый задора старик, который не бросается с головой в приключения, как это было каких-то тридцать с лишним лет назад, а оказывается в них втянут потоком обстоятельств.
Да, подхваченный потоком, он постепенно вспоминает прежние навыки и ещё способен показать класс – в том числе и в подземной скачке на лошади, но Колесо судьбы, охоте за которым посвящён фильм, Индиану Джонса не интересует – ещё один приз в его долгой карьере.
А если эта гонка не интересует самого Джонса, то уж тем более она окажется скучной и утомительной зрителю, который должен верить, что для его любимого героя нет ничего важнее, чем отыскать Колесо судьбы или любой другую древнюю реликвию.
Авторы сценария, разумеется, чувствуют эту апатию своего персонажа, который всего лишь отбывает назначенный урок, чтобы при первой возможности выскочить из событийной круговерти в блаженный покой, и потому вводят ему дублёра в лице крестницы Хелен, у которой как раз мотивации и энергии с избытком. Однако эта предусмотрительность – неизбежная и, в общем, полезная, ибо иначе картина бы просто развалилась из-за анемичного Джонса – по большому счёту, положения не спасает.
Да, Хелен вместе со своим напарником-подростком Тедди составляют замечательный и оригинальный криминальный квартет, о похождениях которого я бы с удовольствием посмотрел отдельный фильм. Но нас в кинотеатр заманивали на совсем другого персонажа, и потому это внезапное «Извините, у нас срочная замена главного героя, но вы не переживайте: новый – ничуть не хуже» симпатий к пятой части этой, без преувеличения, великой эпопеи не добавляет.
Длинноносая Хелен умеет навести шороху, возвращая дедушке Индиане если не вторую молодость, то вторую зрелость, но она – не Джонс, а потому так ли уж важно, отыщется изобретённая Архимедом машинка и ход мировой истории переменится или нет.
Повторюсь, этот изъян – фундаментальный, и тут неважно, кто именно сядет в режиссёрское кресло: Мэнголд или Спилберг, об отсутствии которого сожалели критики. Главный герой приключенческого эпоса не имеет права дряхлеть, он должен быть всегда на пике формы.
Семейство Брокколи эту максиму усвоили ещё в середине 1980-х.