​Последний художник эпохи рококо, писавший фривольные и «непристойные» картины.

топ 100 блогов artalebrio26.07.2023

Жан Оноре Фрагонар (1732–1806) — один из наиболее известных художников эпохи рококо — воплощения изящества и фривольности, где нет места излишней вульгарности, зато господствует легкомысленно-игривое отношение к жизни. Качели, духи, поцелуи, прекрасные дамы в изысканных нарядах, галантные кавалеры — это всё творчество Фрагонара, ставшее олицетворением своей эпохи. Именно благодаря его картинам нам кажется, что жизнь тогда была легкомысленно-изящной, а честь — не пустое слово.

Жан Оноре Фрагонар. Автопортрет.
Жан Оноре Фрагонар. Автопортрет.

Фрагонар родом из французского города Грасса, бывшей тогда центром кожевенной промышленности. Отец Фрагонара занимался тем же, что и многие в этом городе — был кожевником. Его лайковые перчатки с удовольствием покупали обеспеченные горожане, но некоторым избалованным аристократам запах кожи показался слишком грубым и неприятным. Потому он стал вымачивать кожу в розовом масле и придавать ей аромат сандала и ванили. Постепенно Фрагонар-старший сменил деятельность и стал успешным парфюмером.

Потом семья перебралась в Париж, а в 13 лет Жан стал помощником нотариуса. Отец не хотел, чтобы его сын был дубильщиком кож — тяжёлое это ремесло, и приобщился к более тонким занятиям. Но юриспруденция не интересовала юного Жана, зато он постоянно рисовал посетителей конторы, где работал. Начальнику, всё это надоело, и он заявил отцу Жана: «Может быть я помогу его устроить в ученики к Франсуа Буше».

Поцелуй украдкой
Поцелуй украдкой

Буше тогда был самым влиятельным и известным живописцем, а обучаться у него считалось за счастье. Но тот, посмотрев работы Жана, заявил, что тому нужно пока поднабраться опыта у художника Жана Шардена. Он был человеком порядочным и скромным, являлся мастером небольших камерных портретов и жанровых сцен, но всё это не очень-то соответствовало натуре и характеру Фрагонара. Тот был человеком горячим и импульсивным, а копировать скучные жанровые сцены, вроде кухарок и прачек ему не хотелось. Однако деваться некуда, да и опыта он у Шардена поднабрался, поскольку тот был отличным педагогом.

Наконец, он стал учиться и работать у Франсуа Буше и вот тут талант Фрагонара проявился в полной мере. Вся эта декоративность, изящество, пикантность рококо была его родной стихией. Ему нравилось что-то изобретать и импровизировать в живописи, писать картины чувственные и восхваляющие радость жизни. Стиль Буше был очень близок Фрагонару, и иногда трудно было отличить работы одного художника от другого.

Качели
Качели

Именно работы Фрагонара считают вершиной стиля рококо. Его картины были не столь декоративны, зато более экспрессивны и изобретательны, а ещё очень жизнерадостны, глядя на них почти всегда улучшается настроение, становиться игриво-легкомысленным, как и полотна Фрагонара.

В 20 лет он пишет картину «Иеровоам приносит жертву идолу», которую высоко оценили критики и он получил возможность поехать в Рим, усовершенствовать своё мастерство. Однако ему нужно было пройти четырёхлетний курс в школе протеже, где он опять досконально изучал анатомию, колористику и рисунок.

Иеровоам приносит жертву идолу
Иеровоам приносит жертву идолу

Лишь в 24 года смог приехать в Рим, там он изучает произведения искусства, и древние руины. Иронично, что именно тогда он оценил по достоинству живописность труда прачек — итальянки стирали одежду в фонтанах и античных бассейнах. Это впечатлило молодого Фрагонара и он пишет полотно «Прачки», но уже в своём стиле.

Прачки
Прачки

А ещё он был очень лёгким в общении и весёлым парнем, настоящей душой компании. Легко заводил друзей и полезные знакомства среди сильных мира сего. Ему повезло получить протекцию у влиятельного и богатого аббата Жана-Клода Ришара де Сен-Нона и благодаря его поддержке путешествовал по всей Италии, попутно создавая свои картины.

Когда он вернулся в Париж, то был уже признанным мастером кисти. Он быстро понял, ещё будучи учеником Буше, что лучше всего у него получаются легкомысленно-игровые пикантные картины и стал совершенствоваться в этом направлении. Так появились галантные «Поцелуй украдкой» и «Качели» — фирменная работа художника. Были и более пикантный «Засов» и совсем уж недозволенные, особенно по современным понятиям «Стянутая рубашка» и «Девушка, играющая с собачкой».

Засов
Засов

Однако для серьёзной официальной карьеры нужно было писать и более серьёзные полотна, потому Фрагонар создаёт картину «Корез и Каллироя». Но потом решил не тратить время и силы для получения академической должности, чтобы рассчитывать на государственные заказы. Частные заказчики платили больше и писать картины для них было выгоднее, а им нравился именно его фирменный фривольный стиль, а не мифологические сцены.

Корез и Каллироя
Корез и Каллироя

А в 1769 году Фрагонар познакомился с Макри Жерар. Она также была родом из Грасса, дочерью парфюмера и приехала в Париж, чтобы стать художницей. Макри взяла у него несколько уроков живописи, а потом переехала к нему в дом. Спустя некоторое время Фрагонар женился на ней.

Правда, Макри сама несколько нарушила семейную идиллию, когда пригласила в свой дом младшую, 14-летнюю сестру Маргариту. Та проявляла недюжинные способности к живописи и выучившись у Фрагонара, стала известной художницей. Но и поводов для ревности давала немало, хотя нет никаких подтверждений, что между ними были какие-нибудь отношения.

Потом была Революция и живопись Фрагонара посчитали излишне декоративной и пошлой, воплощающей лишь неумеренность и развратность аристократии, для которой она и была предназначена.

Купальщицы
Купальщицы

Хорошо хоть, что его ученик Жан Луи Давид, бывший на хорошем счету у республиканцев-революционеров, замолвил за него словечко, и Фрагонара не тронули, он даже стал работать в Лувре на административной должности.

Но старость его была безрадостной. Художника основательно подкосила смерть его юной 18-летней дочери, его сын стал художником, но всячески отмежевался от связи со своим отцом. Мода на рококо кончилась, балом правил неоклассицизм.

Фрагонар остался не у дел, и часто ходил в одно парижское кафе, заказать пирожное или мороженое. Так было и солнечным днём в августе 1806 года. Фрагонар купил мороженое, а потом задремал. Посетители сначала не стали его будить, пусть пожилой человек немного отдохнёт, а выяснилось, что он внезапно и тихо умер. Так ушёл из жизни последний живописец эпохи рококо — в лучах солнца, ожидая мороженого.

​Последний художник эпохи рококо, писавший фривольные и «непристойные» картины.

Увлекаетесь современным искусством, фотографией? На сайте маркетплейса artAlebrio.com можно купить, продать картины, фотографию, товары ручной работы. Общайтесь с покупателем без посредников.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как всем известно, недавно в этой игре появились американцы. И как известно, в СБ на 4 ранге они "малость" дисбалансы (2 респа на отличной технике - круче любой брони защищают их): Вы скажете как же, наверно советы страдали, это немцам месть за них!111адин. Нет, вовсе нет. Даже до ввода ...
Агрессию во имя справедливости не считают злом. Озлобленная жертва, получает право на садизм. Главное доказать, что ты именно жертва. Доказать, что ты жертва, оказывается, ...
Рептилоиды? Да вряд ли, на фиг я им сдалась. Англичанка гадит??? Да и того меньше. Блин. Не перегружается, не ...
Во времена Второй мировой войны государства, борющиеся против нацистов, совершали ряд секретных операций. Например, в СССР в Черном море обучали дельфинов, которые позже выполняли боевые задачи, среди которых – обнаружение подводных мин. В США также были подобные проекты. Однако не ...
По случаю дня рождения Ельцина сцепились с Дмитрием Бавыриным в его блоге по "вечнозеленой" теме - правильно ли Ельцин разогнал Верховный Совет в 1993 году (конечно, о чем еще поговорить двум джентльменам в спокойном и благополучном 2015 году?) Дмитрий, всегда бывший ярым "русским национал ...