Последний часовой
hyperboreus — 03.02.2022
Хиро Онода — младший лейтенант
японской армии, был заброшен на филиппинский остров Лубанг в конце
1944 года, когда американцы наступали уже по всем фронтам. Многие
японцы спасались бегством, но только не он. Прошедший подготовку в
спецподразделении, он получил приказ закрепиться на острове, начать
партизанскую войну и ждать возвращения императорских войск. Этим он
и занимался... без малого 30 лет! Все эти годы он скрывался в
гористой и лесистой части острова, постоянно менял свои тайники и
хижины, нападал на отряды филиппинской полиции и местных жителей и
терял своих подчиненных, пока не остался совсем один. Конечно, до
него доходили вести из большого мира — газеты и даже радиопередачи
— но его предупреждали, что враг пойдет на все, чтобы
дезинформировать его и вынудить сдаться. Поэтому он не сдавался. В
начала 1974 года один японский турист сумел найти Оноду и уговорить
его прекратить сопротивление. Для этого, правда, японскому
правительству пришлось разыскать непосредственного начальника
Оноды, который к этому времени глубоким стариком работал в книжном
магазинчике, и попросить его зачитать приказ, в котором Онода
освобождался от несения службы. Хотя Оноде грозила смертная казнь
за преступления против Филиппин, дело удалось уладить и Онода
вернулся в Японию. Умер он в 2014 году, в возрасте 91 года. Недавно
про его тридцатилетнюю герилью был снят
фильм.

(Онода вручает свой меч президенту Филиппин Фердинанду Маркосу)
Конечно, проще всего отнестись к этому случаю с известной
снисходительностью. Мол, жертва войны, психологическая деформация,
потеря связи с реальностью и т. д. Но если вспомнить, что в Японии
в числе фундаментальных культурных феноменов значится гири — долг,
который человек возлагает на себя по отношению к чему-то его
превосходящему, будь то родители, сюзерен, страна или внутренняя
необходимость, и который он не в состоянии самолично с себя
сложить, то это многое объясняет в судьбе Оноды. Можно сказать, что
ему в каком-то смысле не повезло оказаться всего лишь шестеренкой в
бесчеловечной бойне мировых держав за мировое господство, но это
нисколько не умаляет того, как лично он сквозь эту бойню прошел.
Такой тип человека — это не только тип самурая или воина. Его может
воплощать и художник, и путешественник, и ученый — любой, кто,
презрев шкурные выгоды и склонности, следует своему долгу до
самозабвения, кто остается на часах, даже если все давно покинули
позиции и вокруг беспросветная тьма.