После "Всеволода"
george_rooke — 23.06.2016 Итак, 26 августа 1808 года английские корабли "Сантор" и "Имплекейбл" захватили-таки русский корабль "Всеволод" и взорвали его на глазах у всего русского флота, укрывшегося в Балтийском порту (Палдиски).Когда подошел шведский флот - сначала думали атаковать сгрудившиеся русские корабли брандерами, но батареи Балтийского Порта были расположены очень удачно и находились в полной готовности, поэтому решили русских просто заблокировать.
Однако уже через месяц (20 сентября) блокаду сняли. Что же послужило поводом для снятия?
Ответ простой.
Цинга.
Да-да, не удивляйтесь, в начале XIX века шведский флот косила цинга. Вообще первые смерти начались еще до выхода из Карлскроны, 9 августа. К 22-му августа треть экипажей была больна цингой.
Шведы кое-как вышли из порта 23-го, 26-го соединились с англичанами (шведы шли очень медленно, и "Сантор" с "Имплекейблом" во время погони за русскими их просто обогнали), и начали блокадные действия. Однако уже через две недели ситуация стала просто угрожающей - моряки помирали как мухи, только треть команд были относительно здоровы и дееспособны. Не зная что делать, шведы взмолились, предлагая вернуться обратно.
Такое решение Самарез принял 19 сентября, и 20-го корабли ушли.
За время блокады шведский флот потерял 2 коммодора, 14 капитанов, 53 офицера, и 5300 моряков. Еще 3000 моряков находились в лазаретах, и было очень мало надежды, что они смогут поправиться. Почему же случилась такая ситуация?
Рацион шведского флота не менялся с 1600-х годов. Соленое мясо (говядина, свинина, оленина) плюс сухари. Горячая пища была представлена либо гороховым супом, либо овсяной или ржаной кашей. Ну плюс приятные мелочи, типа масла, соли, табака и спиртного. То есть витаминов в рационе был вообще самый минимум.
Естественно, что цинга начиналась еще на берегу. Русских во все времена очень спасал хрен, которым шведы брезговали, а хрен - это очень сильный источник витамина С.
Плюс - несколько дней подряд, уж не знаю, зачем, шведское командование заставляло своих матросов ночевать на палубах, под открытым небом. Вроде палубы там чем-то обрабатывали или проветривали. Ах да, скорее всего дезинфекция палуб была вызвана чумой в Стокгольме весной 1808-го.
По возвращении в Карскрону Самарез понял, что на следующий год, у него вполне может не быть союзного флота. И срочно выделил своего флагманского врача Джона Джемисона для наведения порядка с медицинской ситуацией у шведов.
Джемисон собрал шведских хирургов и прочитал им курс лекций о том, как борятся с цингой, тифом и другими болезнями на флоте англичане. Так же он составил записку для короля Карла Густава IV, где рекомендовал законодательно закрепить некоторые меры поддержания гигиены и чистоты. В частности с 1808 года шведы начали закупку лимонов и апельсинов для своего флота. По примеру англичан они начали их солить, ибо в их климате фрукты быстро портились.
Вообще, статистика даже для того времени очень печальна. Из 100 000 шведских моряков, которые погибли во время войн с 1793 по 1814 год более 80% погибли от болезней, чуть более 10% в результате того, что не умели плавать (утонули), и только 6,3% от воздействия противника.
|
</> |