Получил
от товарища, на днях посетившего одну из учебных частей, фото Т-90
обр.1992г. и недавно прибывших ранних Т-90А (выпуск 2004-2005гг).
Не смотря на то, что последним машинам нет и 10 лет, они очень
сильно «ушатаны». Бросилось в глаза, что окна прицелов (в частности
командирского «Агата») и смотровые приборы залиты краской. Каким
образом эксплуатировались эти танки – абсолютно непонятно!
|
Прицельно-наблюдательный комплекс видимо совсем не
нужен командиру российских Т-90А - объектив "Агата" попросту
закрашен. |
|
"Повезло" не только "Агату" - зенитный ПЗУ-7 тоже
закрашен |
|
Командир на Т-90А полностью слеп - кроме прицелов, у
него закрашены и обычные смотровые приборы. |
|
А так закрашен смотровой прибор у
наводчика... |
|
Этому смотровому прибору на Т-90А повезло больше -
он не закрашен, но как вы думаете, через него хоть что-то видно?
Немудрено, что наши танки "славятся" своей слепотой, а поговорка
"Глухо, как в танке" имеет широкое хождение в народе... |
Степень их
эксплуатационной готовности вызывает крайнее сомнение, не говоря
уже о готовности к бою. А ведь данные танки у нас в Генштабе
считают современными и регулярно вставляют в отчеты в коих
говорится об ударных темпах обновления парка боевой техники и
супер-мупер-пупер перевооружении. Видимо у кого-то не только
прицелы замазаны, но и глаза (гламурной розовой красочкой) и руки
(долларовой зеленью). Товарищ передал, что опять выслушивал от
танкистов, что «трактора» – так в Российской армии называют
тагильские машины - плохи в эксплуатации. Был заснят момент
«полевого» ремонта торсиона. Танкмены говорят, что у Т-90 это
болезнь. При езде машины с повёрнутой назад пушкой регулярно
ломаются торсионы на последних опорных катках. Вояки объясняют сие
явление тем, что происходит смещение центра тяжести. Неужели об
этом не знают на «Уралвагонзаводе» и в УКБТМ? Почему не
предпринимаются меры?
|
Поломка торсиона на 6-х катках Т-90 - массовое
и уже привычное явление. На фото - ремонт в полевых
условиях. |
|
Собственно сломанный торсион |
Ещё была
жалоба на заднюю передачу. Танк ни фига не едет назад!
Недовольство было высказано и в отношении АЗ. Что, якобы, если
случается его отказ,то не понятно в чём причина. А на МЗ Т-80 всё
сразу понятно, так как стоят датчики каждого этапа зарядки. А с
Северного Кавказа до меня доходит информация и о крайне низком
ресурсе двигателя на танках Т-90А. Так, для дизеля В-92С2
заявляется ресурс в 700 часов, однако гарантийная наработка
двигателя установлена в два раза ниже – 350 часов. Но зачастую
движки, не дотягивают и до этого срока. Воякам эта ситуация, в
принципе, выгодна. Движок летит раньше времени – его производитель
без вопросов меняет по гарантии и танки эксплуатируются дальше.
Потому особо это и не разглашается. Заводу изготовителю, тоже нет
резона кричать о плохом качестве своих двигателей. Но при этом, по
логике вещей, завод должен лихорадочно искать выход по исправлению
ситуации.
|
Двигатель В-92С2 танка Т-90А часто не дотягивает до
гарантийного срока. |
Действительно,
такой выход был найден – учитывая политический ресурс Корпорации,
завод вместо того что б улучшать двигатель, просто задрал на него
цену. В итоге, даже при гарантийной замене он не в убытке. С другой
стороны, возвращенные по гарантии на завод движки, они ведь тоже не
попадают автоматически в металлолом, а перебираются, реставрируются
и вновь пускаются в оборот наравне с новыми. В итоге «тишь да
гладь, да Божья благодать» - все довольны, все помалкивают. В
накладе только государство. На ведь сейчас не 1937 год?
Так же,
«тракторами», называют недавно полученные новехонькие
отмодернизированные Т-72Б3 и в другой воинской части, находящейся в
совершенно ином регионе. Так что сей эпитет, похоже, объективен,
так как присвоен не сговариваясь. В обоих случаях людям есть с чем
сравнивать: в «учебке» наравне с танками Т-72Б и Т-90 присутствуют
Т-80БВ и, до недавнего времени были Т-80УД. Ну а боевая бригада,
как раз пересела на «трактора» с «ласточек» Т-80БВ.
Т-72Б3
критикуются не только из-за своей отвратительной подвижности – есть
у них куда более существенный недостаток: выполняя самым формальным
образом требования заказчика – российского МО – конструктора тупо
заменили старый ночной прицел, который являлся вспомогательным, на
новый тепловизионный «Сосна-У». «Сосна» - прицел великолепный, но…
стоит то он не на месте! Являясь теперь основным по своей сути (и,
кстати, по эксплуатационным документам) он установлен без
соблюдения требований эргономики.
В результате
чего, для работы с ним, наводчик вынужден занимать неудобную позу и
изгибать шею. Естественно это не может продолжаться постоянно –
человек, даже желающий исполнять требования инструкций, уже
физически не может это делать - мышцы шеи болят, нарушается
кровообращение в головном мозге со всеми вытекающими неприятностями
в виде головокружения, потери координации. В итоге, «Сосной»
наводчики предпочитают не пользоваться (визирным каналом),
эксплуатируя в качестве основного, ставший теперь вспомогательным,
но стоящий на «правильном» месте «старый» 1А40. Напомню, что каждый
Т-72Б3 обходится российским налогоплательшикам в сумму более чем 50
миллионов рублей. Вот бы заставить наших генералов, ответственных
за модернизацию, а за одно и конструкторов, ее осуществляющих,
купить на свои кровные по "Круизеру" или "Геленденвагену" и ездить
постоянно с головой высунутой из форточки.... Может тогда бы
поумнели?
|
Основной прицел танка Т-72Б3 "Сосна-У". Если с
тепловизионным каналом проблем нет - "картинка" выводится на
монитор, то с визирным работать неудобно - приходится изгибать
шею. |
|
Вспомогательный прицел 1А40 на танке Т-72Б3 стоит на
своем прежнем месте и от того работа с ним не вызывает затруднений,
в отличие от находящейся "как бы рядом" "Сосны-У". |
Нет, на
самом деле, разве такое пренебрежение требованиями эргономики - это
нормально? Конечно, нет, и конструктора об этом знают, но отгребают
от себя в сторону МО – мол, как заказано, так и сделано. Не неужели
не могли приложить мозги? Почему не попытались противостоять
дурацким требованиям МО? При Карцеве, Венедиктове и Поткине, КБ
почему-то могло жестко отстаивать свои идеи и предложения, а ныне
полностью «лежит» под МО. Удовлетворение прихоти заказчика за его
деньги, как вариант, называется «проституция».
P.S. Сейчас меня
«ура-патриоты» опять начнут обвинять в набросе «говна на
вентилятор», «во временном помешательстве». Не пора ли им осознать,
что «поза страуса» ни к чему хорошему в конце концов не приведет. И
если продолжать замалчивать проблему – она сама собой не
рассосется. Нужны срочные и очень жесткие оргвыводы! Золотые слова
некогда произнес нарком путей сообщения Лазарь Моисеевич Каганович:
«У каждой аварии есть имя, фамилия и должность»…