«Портфелю лежебоки» – 15 лет!

«Портфелю лежебоки» – 15 лет!
20 сентября 2025 г.
15 лет назад, 20 сентября 2010 года вышел журнал D’ («Д-Штрих») с моей статьей Портфель лежебоки, или как за 12 лет увеличить капитал в 118 раз — Asset Allocation
Статья «Портфель лежебоки» стала, вероятно, первой статьей про пассивные портфельные инвестиции, опубликованной в России и с примером на российских данных. В ней был рассмотрен модельный портфель, состоящий на 1/3 из фонда акций (на примере фонда акций «Добрыня Никитич»), на 1/3 из фонда облигаций (на примере фонда облигаций «Илья Муромец», оба фонда – УК «Тройка Диалог») и на 1/3 из золота (на базе учетных цен Банка России) с ежегодной ребалансировкой в конце каждого календарного года. Портфель показывал впечатляющие результаты, его историческая доходность опережала как отдельные составляющие портфеля, так и подавляющее большинство других доступных рядовому инвестору инструментов.
Однако, самое интересное произошло дальше.
Следующие 15 лет (2010 – 2025 гг.) для портфеля с публичным составом, широко известным и доступным всем желающим для возможного повторения, также оказались весьма успешными. И хотя использованные в примере фонды с тех пор сменили свои названия и управляющую компанию (сейчас это УК «Первая»), они благополучно дожили до наших дней, а портфель продолжил уверенно обгонять как российскую инфляцию, так и вложения в банковские депозиты или гос. облигации в среднем на 4 – 6% годовых на долгосрочных интервалах.
Сегодня я хочу вам показать, почему на самом деле «Портфель лежебоки» (как и другие похожие портфели, построенные по принципам пассивных портфельных инвестиций) может быть интересен инвесторам. Для этого нужно взглянуть на результаты не по отдельным годам, а за более длинные периоды, на которых и проявляется сила ребалансировки в условиях низкой или даже отрицательной корреляции активов. Ниже приведена таблица сравнения портфеля с наиболее популярными бенчмарками на скользящих 10-летних периодах.
Для анализа результатов я взял данные с 2000 и 2003 годов, чтобы экстраординарные результаты по отдельным активам конца 90-х остались позади и не вносили искажений в результат. А с 2003 года появились доступные данные для сравнения с рублевыми банковскими депозитами (данные Банка России) и гос. облигациями (данные Мосбиржи по индексу гос. облигаций RGBITR). К сожалению, достоверных данных по депозитам и гос. облигациям до 2003 года не существует.
Для сравнения с «Портфелем лежебоки» выбраны индикаторы/бенчмарки, которые наиболее отражают предпочтения массового инвестора:
1. Потребительская инфляция в РФ – индекс потребительских цен, по данным Росстата
2. Государственные облигации в виде индекса RGBITR, по данным Мосбиржи.
3. Рублевые депозиты сроком до 1 года (кроме депозитов до востребования), по данным ЦБ России
4. Доллар США, по данным ЦБ России
И – вишенка на торте – еще один индикатор для сравнения, который появился в моих расчетах сравнительно недавно:
• Портфель лежебоки без ребалансировок. Это когда мы покупаем структуру «Портфеля лежебоки» по 1/3 в акциях, облигациях и золоте на начало периода, и дальше забываем про него и не делаем ничего вообще. Этакий «Лежебока в коме», который даже не шевелится.
В таблице показаны среднегодовые доходности портфелей и бенчмарков за 10-летние периоды, в % годовых, а также, итоговыми строками, среднегодовые доходности и рост вложенного капитала в разах за периоды 2003 – 2024 гг. (22 года) и 2000 – 2024 гг. (25 лет). Пунктир отделяет периоды до и после публикации статьи «Портфель лежебоки».

Из таблицы видно, что модельный «Портфель лежебоки» уверенно обгонял:
• российскую инфляцию (индекс потребительских цен) – на ВСЕХ 10-летних периодах, со средним преимуществом свыше 5% годовых
• вложения в гос. облигации – на ВСЕХ 10-летних периодах, со средним преимуществом свыше 5% годовых
• срочные рублевые банковские депозиты – на ВСЕХ 10-летних периодах, со средним преимуществом почти 6% годовых.
• вложения в доллар США – почти на всех 10-летних периодах, кроме одного (2013 — 2022 гг.), при этом среднее преимущество составило свыше 8% годовых.
И, наконец, модельный «Портфель лежебоки» с ежегодной ребалансировкой в конце каждого календарного года обгонял Портфель лежебоки без ребалансировок на ВСЕХ 10-летних периодах со средним преимуществом в 1 – 2% годовых, что убедительно показывает, что ребалансировка портфеля не только способствует снижению рыночного риска инвестора, но и вносит существенный вклад в повышение его итоговой доходности. И что «бонус за ребалансировку» в российских условиях оказывается выше цифр, которых обычно ожидают от ребалансировок на Западе. Ничего удивительного в этом нет, это происходит благодаря более высокой волатильности российских активов.
Единственным десятилетием, когда среднегодовая доходность «Портфеля лежебоки» опускалась ниже двузначных цифр, стало десятилетие 2013 – 2022 гг., включившее в себя сразу два крупных кризиса – 2014 и 2022 гг., что еще раз подчеркивает, что Портфель лежебоки далеко не является безрисковым. Но и в этом случае российская инфляция и результаты вложений в депозиты и гос. облигации остались позади.
Вот, пожалуй, основные итоги «Портфеля лежебоки» за 15 лет, прошедшие с момента публикации.
Пожелаем юбиляру – модельному «Портфелю лежебоки» – долгих лет жизни и дальнейших финансовых успехов!
При этом необходимо в очередной раз дежурно напомнить: состав и структура «Портфеля лежебоки» НЕ является инвестиционной рекомендацией и НЕ рекомендуется к повторению! Инвестиционный портфель должен создаваться под конкретного инвестора с учетом его целей, горизонтов инвестирования, устойчивости (толерантности) к риску и прочих индивидуальных особенностей и ограничений.
P.S.
Данные расчетов по модельному «Портфелю лежебоки» можно найти в правой колонке главной страницы сайта AssetAllocation.ru. Свежие данные по август 2025 г. здесь –
https://assetallocation.ru/pdf/sluggard-2025-08.pdf
|
</> |