Пора вернуть эту реку себе!
novser — 28.11.2014 Вот как вы думаете: какие места в Москве притягивают к себе больше всего народу (по-умному говоря, являются «местами социального притяжения»)? Ну, парк Горького – особенно тогда, когда в нем проводятся хипстерские музыкальные фестивали. Главные столичные площади – Манежная, Тверская, Пушкинская – когда на их территории разбиваются новогодние ярмарки, при посещении которых можно выпить фирменный предпраздничный глинтвейн с корицей. Смотровая площадка Воробьевых гор, на которой длинными летними ночами любит тусить столичная молодежь.Думаю, мало кому пришла бы в голову мысль назвать «местом социального притяжения» Москву-реку. С одной стороны, это странно: ведь сам факт наличия реки исторически был мощнейшим аргумент в пользу начала строительства крупнейших мировых столиц. С другой стороны, такое небрежное отношение к столичной реке №1 более чем закономерно: сейчас пешеходам доступно лишь 7% ее берегов (для сравнения, в Париже этот показатель составляет 52%), все остальное пространство отдано на откуп автомобилистам или занято промзонами, многие из которых уже давно не используются по своему целевому назначению. Впрочем, совсем скоро ситуация должна кардинально измениться.
Дело в том, что сейчас в столице проводится Международный конкурс на развитие прибрежных территорий Москвы-реки до 2035 года. Его цель: превратить главную столичную реку в визитную карточку города. На местах заброшенных пустырей и промзон появятся новые жилые районы, пляжи, спортивные площадки и парки. Новая концепция определит судьбу 200 км набережных! 19 сентября были подведены итоги первого этапа конкурса: жюри определило шесть финалистов, которые сразятся за первое место. Среди них – команды из США, Испании, Нидерландов, Китая, а также два консорциума из России. Финальные результаты будут объявлены 12 декабря – на VI Московском Урбанистическом форуме.
«Снять замки» с набережных, сделав их доступными для пешеходов – не единственная цель проекта. По словам заместителя мэра Москвы Марата Хуснуллина, в результате его реализации около 40 километров реки могут стать судоходными и использоваться круглогодично для туристических маршрутов. Также он отметил, что в ближайшее время начнется строительство новых пешеходных мостов, так как сейчас в городе их всего четыре (из 35).
По своим ощущениям я могу сказать, что необходимость проведения конкурса подобного уровня назрела давно: особенно учитывая тот факт, что в последний раз масштабные работы по преобразованию прибрежных зон проводились в Москве в далекие 1940-е годы. Власти на протяжении всех «девяностых» и «нулевых» последовательно игнорировали транспортный и социальный потенциал Москвы-реки, а также старательно перекрывали жителям доступ к ней. Вспоминая знаменитую песню БГ «Поезд в огне», открыто заявляю: «пора вернуть эту реку себе!»
|
</> |