Помните, что 423 кролика — это в целом корова!
blondzinko — 06.07.2018 Вчера предложила сыну посмотреть фильм Начальник Чукотки.Предложение было принято немного прохладно с некоторым налетом снисходительности, свойственной современному поколению, уверенному, что все самое важное и нужное в этой жизни придумали именно они.
А фильму Начальник Чукотки 50 лет на минуточку.
Тем более, судя по постеру, явная советская агитка.
Да, говорю я, агитка. Но не хлебом единым, точнее, не в политике здесь дело, хоть она и на первом месте.
Фильм о другом - о верности своим принципам, о том, что и один в поле воин и много еще о чем.
Короче, уговорила, сели смотреть.
Тон и настроение фильму задается уже с титров - очень грамотный ввод в эпоху и географическое положение событий.
По завязке, кстати, чистой воды ситком - комедия положений. Маленького человека принимают за большого начальника, практически Гоголь, Ревизор.
И этот маленький человек пользуется своим служебным положением для того, чтобы принести пользу окружающим и своей стране так, как он это понимает. И походит ради своей сквозь большие испытания и искушения. Ну, чем не притча?
Но еще на съемках авторы говорили, что снимают политический анекдот. А как по-другому назвать фильм, где герой говорит лозунгами и постоянно попадает в комические ситуации с именем революции на устах?
Вот только что вспомнила еще один фильм на тему гражданской войны, снятый в подобной манере - Бумбараш. Правда, он ближе все-таки к клоунаде.
Так что вернусь к Начальнику Чукотки.
Фильм можно растаскивать на цитаты. Он полон шуток, в том числе и таких, которые теперь при просмотре удивляют - как их пропустила тогдашняя цензура???
Например, бывший царский таможенник Храмов (великолепнейшая роль Грибова, великолепнейшая, старая школа) говорит о советской власти:
- Нет такой власти и не может быть. Аминь!
И крестится на образ.
Или же вот сам начальник Чукотки, Алексей Глазков/согласно мандата/ считая деньги, полученные от продажи пушнины иностранцам, заявляет:
- У китайцев их деньгами больше брать не будем. У них там сейчас беспорядки... то есть, конечно, революция у них, но курс валюты не стабильный.
В этом месте сын забегал по потолку:
- Как? Как это пропустили???
Да потому что цензура в советское время не пропускала откровенную халтуру в первую очередь. А откровенную антисоветчину никто и сам не собирался снимать.
Да, бывали претензии по отдельным моментам и кадрам. Но люди, работавшие в то время, говорят, что с цензурой почти всегда можно было договориться, объяснив, что тот или иной кадр нужен для раскрытия образа героя, либо для развития сюжета, либо создания необходимой обстановки.
И так как в цензуре сидели все-таки в первую очередь специалисты своего дела, то это они это могли понять.
Впрочем, я не о цензуре, а о фильме.
Отдельно хочется рассказать про образ, созданный Михаилом Кононовым.
Если вы смотрели фильм Большая перемена и помните Нестора Петровича, то здесь вы увидите Нестера Петровича в молодые годы.
Слегка нелепый, наивный, но искренний, преданный, добрый, честный, постоянно попадает в забавные ситуации и с помощью смекалки выходит из них. Он вызывает симпатию с первого момента, как он появляется на экране.
И краткое резюме.
Да, политическая агитка, но сейчас это выглядит, как исторический фон, не более того.
Актерские работы прекрасны. Персонажи колоритные и запоминающиеся, даже бессловесные.
Ружья выстреливают, сюжет не провисает.
Технически снят прекрасно и спустя пятьдесят лет не выглядит анахронизмом. Тут, конечно, большую роль сыграл тот факт, что фильм черно-белый. Потому, наверное, мы спокойно воспринимаем Южный берег Крыма где-то там под Судаком за Чукотку. А именно там снимали летнюю Чукотку в 30-градусную жару и потому чукчи - настоящие, кстати - ходили в кадре в меховых шубах, шапках и плавках со сланцами.
Я думаю, если вы сейчас пересмотрите этот фильм, получите массу приятных эмоций и легкую грусть на несколько часов.
Потому что есть что-то магическое в такой несгибаемой вере в идеалы.