Полвека без тебя

Она умерла на рассвете 17 января 1974 года. С тех
пор прошло пятьдесят лет. Я повторяю это себе и ... не понимаю.
Полвека прошло, полвека прошло, полвека... Прошло.
Пятьдесят лет назад наступил год, разделивший мою жизнь на до
и после. До словно ничего не осталось, оно бесформенной глыбой как
будто бы обвалилось куда-то в бездну с крутого обрыва, и обрыв этот
остался за моей спиной. Девятнадцать лет прожитой жизни
раскалывались на куски и, ударяясь о края, летели в пропасть.
Я слышала их стук, их скрежет, но обернуться не могла. Там, за
спиной крошилась и рассыпалась в песок моя жизнь. Впереди был
туман, даже нет, не он. Непрозрачная серая субстанция, похожая на
упругую резину, но и не резина. Может быть, то была липкая губка с
мелкими порами, бесконечная губка, в которую я должна была вступить
и потом двигаться в ней, не зная, есть ли выход. Я тогда не
понимала, жива ли сама и возможно ли жить. Но потом-потом очень
даже жила, как только ни жила. Очертя голову жила. Я сказала себе,
что, отобрав мать, жизнь дала мне свободу расти и думать самой, и
что Промысел Божий не был ко мне жесток.
И вот прошли полвека. Полвека, Карл. В этот раз как-то
очень сильно я ощутила это: времени не понимаю. И за три дня до
даты начала рисовать.
"...За два дня до смерти Берту выписали. Родители Саши
договорились со своими друзьями временно поместить ее в другую
больницу. В машине-перевозке мать и дочь остались ненадолго одни, и
Берта сказала: «Это, наверно, за все мои страдания Бог посылает мне
сейчас такую радость. Какие люди рядом с тобой!»
В новой больнице пациентку поместили в маленький бокс, где
лежала раздетая женщина, тело которой сплошь покрывали сиреневые и
черные подтеки. У нее рак четвертой степени, было видно, что
больная мучается страшно. Она курила и стонала протяжно, как будто
подвывало привидение. Вечером Соня ушла с тяжелым
сердцем.
От стонов новой соседки Берта не спала всю ночь и, когда дочь
приехала назавтра, взмолилась:
— Забери меня отсюда, Сонька! Пожалуйста! Я здесь умру! Если
нельзя домой, я готова по-пластунски ползти обратно в
инфекцию!
Соня представила себе, что ей предстоит. И холодным рассудком
поняла, что все сможет. И принести, и вынести, и обработать. Она
научится делать уколы, потренируется на себе. А главное — Соня даст
маме то, в чем она так нуждалась, — лодочку, в которой ее бы
обласкивал спасительный сон.
— Я завтра утром приеду с вещами и тебя заберу домой. Ты
потерпишь?
— Правда? Мы сможем? Ведь у меня туберкулез! А он лечится! И
мы еще с тобой посидим с ногами на нашем диване?
— Сможем. И конечно посидим... Мам? А хочешь, мы отложим
свадьбу, пока ты не поправишься полностью?
Мама приподняла голову, карие глаза заблестели как раньше,
когда она требовала.
— Обещай мне. Обещай мне, Сонька, что ты ни под каким видом
не перенесешь эту свадьбу. Что бы ни случилось! Ты меня поняла? Что
бы ни случилось!
— Поняла, — жестко сказала Соня, и это было правдой. Ей стало
ясно, что о своем диагнозе мама знает.
Потом она еще сидела рядом, топталась, дурачась, в дверях,
шутила с мамой и заставляла себя улыбаться сиренево-черной женщине
на соседней постели. Берта отправляла Соню, та не уходила. Наконец
Берта устала и сказала с легким раздражением:
— Все. Иди уже. Как ты мне надоела!
На следующее утро, когда Соня появилась в больнице с тюком
вещей, чтобы забрать маму, ее встретила Мария Егоровна: она
организовывала перевоз Берты домой и с машиной «скорой помощи»
приехала раньше. Соня поднималась по лестнице, будущая свекровь
вышла навстречу, остановила, взяла за локоть...
— Мама умерла, — произнесла она и навсегда
осталась человеком, принесшим эту весть.
Лестница, коридор, бокс с одной кроватью, мама. Ее глаза как
будто смотрели, а по лицу разливалась такая настоящая, такая живая
боль, что невозможно было поверить — не прозвучит даже стон, мама
больше не отзовется.
Соня коснулась ее еще теплой руки и несколько раз позвала:
"Мам... Мам... Мам?" Постояла. И вышла из палаты.
Она не закрыла маме глаза. Не осталась рядом. Не
заплакала.
Прошла мимо сиренево-черной женщины, вывезенной на кровати из
палаты в коридор. Женщина взглянула с ненавистью и отвернулась.
Коридор, который вчера был прямым, казалось, расширялся и сужался,
как тело матрешки. Соня могла думать. Она подумала, что больная
несчастная женщина ненавидит маму за то, что та уже умерла. А Соню
ненавидит за то, что молода и жива.
Потом она ехала в «скорой», в той самой машине, на которой
должна была отвезти маму домой. Ее отправили за паспортом Берты, и
Соня держала на коленях тюк вещей, с которым приехала в больницу.
Она все время повторяла одни и те же слова: "Мама умерла. Мама
умерла".
Молодая соседка Алеся выплыла задом из туалета, везя тряпку
по полу, когда Соня вошла в квартиру.
— Умерла, — сказала Соня, но голоса не услышала.
— Привезла? —догадалась Алеся.
— Умерла. — Соня сделала усилие, чтобы ее голос
прозвучал.
Алеся охнула и распрямилась, тряпка медленно опустилась на
пол, а Соня снова шла по коридору и не хотела заходить в комнату,
потому что не знала, где паспорт, и не помнила, как оказалась дома.
Потом она выдвигала ящики, поворачивала вещина полках и повторяла
себе вслух: «Никогда. Никогда не говори тем, кого любишь, что они
тебе надоели. Потому что ты можешь завтра умереть. И уже не
успеешь..."
Назавтра Соня сидела с маминой записной книжкой, набирала
номера телефонов и говорила, каждый раз слушая свои слова и
постигая их смысл: «Умерла. Она умерла. Мама умерла"
Соне предстояло пережить и понять еще что-то чрезвычайно
важное, прежде чем она осознала, что на этот раз мама «уехала» от
нее навсегда. Прежде чем крепко-накрепко закрыла двери, за которыми
хранились воспоминания и клятвы ее детства..."
За три дня я нарисовала портрет мамы. Никакой я не художник,
но мне так хотелось ее нарисовать самой, и мне казалось, что вот
эта удавка, которая вдруг раз - и внезапно вцепилась мне в горло,
ослабнет, если получится похоже. Я молилась и попросила
благословения. И портрет получился похожим. Смотрит на меня, и мне
не верится, что я смогла. Не критикуйте очень, я еще две недели
назад колобка рисовала только под копирку. Знаю, что не
художник.
В 17-м году я написала стихотворение. Наверное, я так бы все
и оставила в нем, потому что в нем то, что не расскажешь
прозой.
Мамочка!
Мне повезло, ты умерла так рано,
Я не умела страдать, а могла тупить,
И я не страдала зрело, осмысленно, рьяно,
А научилась офигевать и пить,
Да курить и ртом, и сквозным ранением горла,
И быть носимой по бочкам героем дня.
Мамочка!
Я б у бога тебе продолжение жизни спёрла,
Чтобы только подольше ты была у меня.
Я бы хотела, чтоб вот сейчас, в перелеске,
В просеке лет на каком-то трухлявом пне
Мы могли бы с тобой поболтать по-бабьи,
по-детски
О месячных, климаксе и о заячьей, блин, губе.
Мамочка!
Что такое благословение
Рваных в клочья стихов и равно ли оно судьбе,
Я тебе расскажу. Приснись мне! И пусть откровение
Мною вымоленное перезачтется тебе.
С пятидесятилетием смерти не поздравляют, но кто молится, помяните Елену, представшую пред Господом полвека назад. В миру ее звали Нэлли.
|
</> |