рейтинг блогов

«Полуторка» — легендарный советский грузовик

топ 100 блогов ansari7514.04.2021


«Полуторка» — легендарный советский грузовик

29 января 1932 года с конвейера Горьковского автозавода сошёл самый массовый довоенный грузовик. Став уже достаточно популярным транспортом, «Полуторка» оказалась незаменима во время Второй Мировой войны. Простая, надёжная конструкция и неприхотливый характер позволили автомобилю стать и поставщиком, и носителем вооружения…

Первый раз странное слово «Полуторка» я услышала в детстве от своего деда. Он рассказывал, как во время войны двенадцатилетним пацаном под обстрелом помогал грузить картошку, ждавшую отправки на фронт. И потом бежал впереди машины, которая не включала единственную фару, и предупреждал о воронках, оставленных снарядами.

«Полуторка» — легендарный советский грузовик

На мой вопрос «что это — Полуторка?» дед ответить не смог. И не потому, что не знал что это, а потому что не понимал, как я этого не могу знать. Чуть больше удовлетворил мой интерес отец: «А это такой грузовичок, с деревянной кабиной. Нам на нём хлеб по утрам возили». И дальше начался красочный рассказ о тёплой буханке, которую мальчишка нёс домой перед школой и, не удержавшись от запаха, отламывал корочку, за что каждый раз получал выговор от матери.

Днём рождения «Полуторки», а вернее, грузовика ГАЗ-АА, считается 29 января. В этот день в 1932 году с конвейера завода в Нижнем Новгороде (который в этом же году станет Горьким) сошёл первый автомобиль. На нём устанавливался четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3285 см3, который развивал мощность в 42 л. и четырёхступенчатая коробка передач.

«Полуторка» — легендарный советский грузовик

Основой была рама, а подвеской служили рессоры, обеспечивающие грузоподъёмность в полторы тонны. Отсюда и происходит его прозвище «полуторка» или «полуторатонка». Несмотря на это, «полуторки» почти всегда эксплуатировались со значительным перегрузом и зачастую перевозили до трёх тонн.

До 1934 года автомобиль оснащался кабиной из дерева и прессованного картона, позже их заменил металл, а во время войны материалов не всегда хватало даже на двери из брезента.

«Полуторка» — легендарный советский грузовик

Став уже достаточно популярным транспортом, «Полуторка» оказалась незаменима во время Второй Мировой войны. Простая, надёжная конструкция и неприхотливый характер позволили автомобилю стать и поставщиком, и носителем вооружения.

Американские корни

История Горьковского автомобильного завода творилась весной 1929 года: 4 марта ВСНХ СССР подписан приказ о строительстве, 6 апреля выбрано место, а 31 мая заключено соглашение с Ford Motor Company о помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа Ford-А и грузовых автомобилей типа Ford-АА. То есть по сути ГАЗ-АА — это американский продукт.

«Полуторка» — легендарный советский грузовик

Ford-АА

Сначала из Америки были привезены 72 тысячи машинокомплектов, а производство представляло собой простую сборку. Но параллельно с ней завод налаживал собственный выпуск шасси и других комплектующих и с 1933 года автомобиль стал полностью советским.

Почти миллион

За всё время производства было выпущено 985 000 автомобилей ГАЗ-АА в различных модификациях. Для Нижегородского автомобильного завода (будущий ГАЗ) это был первый серийный автомобиль, но помимо него сборка осуществлялась на московском заводе КИМ (АЗЛК), на Ростовском автосборочном заводе и на УльЗиСе (УАЗ).

Крутить ручку

Из-за постоянных проблем со стартёром, которые не всегда работали больше полугода, для того, чтобы завести машину, водителям приходилось крутить ручку. Это действо часто становилось ключевым моментом в фильмах с участием «Полуторок».

«Полуторка» — легендарный советский грузовик

Кадр из фильма "Кавказская пленница"

«Небесные» крылья

Летом 1943-го Горьковский завод сильно пострадал от бомбардировок, и из-за нехватки материалов выпуск ГАЗ-АА был сильно упрощён. Грузовик комплектовался только одной левой фарой, только задними тормозами и только задним откидным бортом.

Тонкие стальные листы шли на вооружение, в результате чего завод был вынужден отказаться от их использования в кабине «Полуторки». Но без крыльев по тогдашним дорогам машина ездить не могла, поэтому их стали делать из кровельного железа. Новый материал не имел пластичности и крылья получались квадратными.

Пожарная «линейка»

С появлением «Полуторки» — недорогого массового грузовика, стала возможна моторизация пожарной службы. На Миусском заводе пожарных машин, основанном в Москве в 1919 году, на шасси ГАЗ-АА собиралась пожарная машина. Для переделки грузовики с конвейера КИМ перегонялись своим ходом.

«Полуторка» — легендарный советский грузовик

От базовой «тушилы» отличались наличием коробки отбора мощности, благодаря которой работал насос, качавший воду. Название «линейка» пошло от специального деревянного кузова, со скамьями для бойцов пожарной команды и баком для воды.

Отчеканен в серебре

Легендарный автомобиль был запечатлён на аверсе монеты, выпущенной в серии «Ленинград». «Дорога жизни», по которой шло снабжение блокадного города, была проложена именно этими грузовиками.

«Полуторка» — легендарный советский грузовик

Монета России «Ленинград» с изображением полуторок, прорывающих блокаду через озеро.

Историческая ценность

В Советском Союзе было запрещено владеть грузовиками в частном порядке, поэтому большая часть «Полуторок» была постепенно изъята и передана на различные предприятия. Со временем ремонтировать их было всё сложнее, и машины сдавались Вторчермету.

Поскольку тогда существовали годовые нормы по сдаче вторичного сырья, предприятиям проще было списать старую технику. Именно поэтому ГАЗ-АА в хорошем состоянии — настоящая редкость и мечта авто-коллекционера.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Подобная история может быть связана не только с телефоном. Но мы разберем на примере телефона. Итак, вы случайно задели пассажира в транспорте или прохожего в магазине, и у него из рук выпал телефон. Он поднимает телефон и с гневом говорит, что вы виноваты в том, что ему придется ...
Если вдруг кто-то не знает великого человека, процитирую википедию: Захар Прилепин — российский политический, общественный и военный деятель, писатель, филолог, публицист, пропагандист, комбатант (участник войны с Украиной). Сопредседатель партии, председатель палаты депутатов партии, ...
Варшава не планирует вмешиваться в конфликт в Украине и не намерена поставлять Киеву вооружение, заявила в пятницу новый премьер-министр Польши Ева Копач. «Я считаю, что мы не должны становиться активным участником этого вооруженного конфликта. Польша должна вести себя как разумная жен ...
Доброе утро. Растаял снег дороги вымыты и высушены,все переобулись и отдали резину на хранение, пора на мойку. Вот что лучше контактная или бесконтактная, с сушкой или без, полировать? А может керамикой покрыть или там детайлинг. Что делать блеать? Резину черните? Офесным корректором ...
Супруга вчера решила, что брать ребёнка на вечеринку ОреnSpace — рановато. Всё-таки взрослый праздник. И отправились мы вместо «Арт-Академии» в кино на «Океаны» . В прямом и в переносном смысле супруга как в воду глядела: наблюдая за обитателями ...