половой вопрос
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Ellen Winner, "Uncommon talents: gifted children, prodigies, and savants":
Среди людей с выраженными правополушарными талантами (то есть - в математике, музыке, искусстве) существенно больше левшей, чем в среднем по популяции. Также они чаще страдают от левополушарных нарушений, таких как позднее формирование речи, заикание, дислексия. Geschwind и Galaburda предположили, что связанные между собой одаренность и патология являются результатом воздействия тестостерона на развивающийся мозг эмбриона. Повышение уровня тестостерона приводит к замедлению развития левого полушария, что компенсируется избыточным ростом правого. Это «тестостероновое отравление» может объяснять более высокой встречаемость у мужчин математической одаренности, дислексии и леворукости.
Кроме того, талантливые дети чаще страдают от заболеваний иммунной системы - астмы и аллергий, поскольку избыточная концентрация тестостерона подавляет развитие тимуса, игряющего важную роль в развитии иммунной системы ребенка.
Michael Gazzaniga ,"The split brain revisited":
Кора мозга человека существенным образом латарализована - часть функций присутствуют только в одном или преимущественно в одном полушарии. У животных, однако, латерализация практически отсутствует и большинство функций представлено в в обоих полушариях. Даже у обезьян латерализация очень слабая и встречается редко.
Латерализация обыкновенно трактуется как своеобразный апгрейд возможностей мозга - увеличение разнообразия функций за счет удаления дублирующихся. Но такая перестройка приводит не только у величению возможностей. Один из негативных побочных эффектов латерализации - усиление риска полной утраты какой-либо функции при односторонней травме мозга.
Doreen Kimura, "Sex differences in the brain":
Женщины и мужчины отличаются не только физическими признаками и репродуктивными функциями, но также и способами решения интеллектуальных задач. Существующие данные показывают, что воздействие сексуальных гормонов на организацию мозга проявляется на столь ранних этапах развития, что мозг девочек и мальчиков к моменту рождения уже оказывается организован несколько по-разному.
Основное отличие в интеллектуальных функциях между мужчинами и женщинами проявляется в структуре паттернов способностей, а не в среднем уровне интеллекта (IQ). Так, мужчины лучше выполняют некоторые пространственные задачи (например, мысленного вращения объектов). Они превосходят женщин в построении математических логических рассуждений (mathematical reasoning). Они более точны в тестах, требующих моторных навыков, которые требуют обращения с удаленной целью. Женщины обладают более высокой скоростью восприятия (perceptual speed), например, они быстрее сравнивают объекты между собой и выделяют одинаковые элементы. У женщин лучше вербальные способности. Женщины превосходят мужчин в точности и быстроте выполнения арифметических операций. Они также лучше справляются с моторными задачами, требующими точных движений пальцев.
Различаются также способы ориентации в пространстве: мужчины быстрее воспринимают и запоминают путь как карту, женщины лучше запоминают ориентиры и особенности ландшафта. Это разделение воспроизводится и на животных: в экспериментах на крысах обнаружили, что самки предпочитают ориентироваться «по приметам» (рисункам на стенах лабиринта), а самцы - запоминать геометрию пути.
Существуют и анатомические различия организации мозга. Так, промежуточное ядро (interstitial nucleus) в преоптической область гипоталамуса, ответственной за сексуальное поведение, по размерам больше у мужчин, чем у женщин. Оно также больше у гетеросексуальных мужчин, чем у гомосексуальных. Было показано также, что гомосексуалисты имеют более «женский» паттерн способностей по сравнению с гетеросексуальными мужчинами. Размер промежуточного ядра задается в эмбриональном развитии концентрацией гормонов у плода и в кровотоке матери.
Впечатляющим доказательством влияния гормонов на развивающийся мозг является изменение поведения и способностей у тех девочек, у матерей которых во время беременности был повышен уровень андрогенов. Маскулинизация генталий у этих девочек корректируется хирургически, однако изменения психики оказываются уже необратимы. Такие девочки более агрессивны, предпочитают «мальчишеские» способы времяпровождения, но также имеют улучшенные способности к ориентации в пространстве (по мужскому типу).
Любопытно, что математические и пространственные способности нелинейно зависят от концентрации тестостерона: у женщин способности тем лучше, чем выше уровень тестостерона, тогда как у мужчин - наоборот, лучше способности в группе низкой концентрации тестостерона. (То есть, мужчина или умный, или мачистый, а женщина - или умная, или женственная.) По-видимому, существует некий оптимальный для развития способностей уровень тестостерона.
Уровень межполушарной ассиметрии у мужчин выше чем у женщин, поскольку андрогены задерживают рост левого полушария. Вследствие этого у мужчины последствия травмы одного полушария часто тяжелее, чем у женщин. Например, афазии (расстройства речи) у мужчин после поражения левого полушария сильнее чем у женщин, и возвращение речи после травмы у женщин происходит чаще. К тому же, по-видимому, сама оргинизация корковых зон, связанных с речью, имеет половую специфику: у женщин вероятность афазии больше при травмах лобной коры, а у мужчин - теменновисочных областей. У женщин расстройства вербальных способностей могут возникать при травмах любого из полушарий (но могут постепенно скомпенсироваться здоровым полушарием), а у мужчин они происходят только при левосторонних поражениях.
По расположению «лобные» центры речи входят в «praxis system» - систему обеспечения разнообразных тонких движений рук и рта, задействованных в том числе и в коммуникации. Теменнозатылочные находятся близко от системы восприятия пространства и контроля движений в пространстве.
Здесь возникает два соображения.
Во-первых, интересно, как проявляются половые различия в структуре мозга у человекообразных обезьян? Моя нехитрая гипотеза состоит в том, что у обезьян существуют симметричные области в обоих полушариях, развитие которых тормозится андрогенами, и эти области будет те самые, которые отвечают за коммуникацию самки и детеныша. Потому что самцу они не нужны в той же конфигурации, что у самки. А когда началась вся эта катавасия с апгрейдом до человека, речь отошла налево и разрослась, а подавление системы коммуникации стало подавлением преимущественно левого полушария. И освободилась куча места в правом для всяких замечательных абстрактных штук.
Во-вторых, похоже, что гомосексуализм может возникать как побочный эффект возможности сделать часть людей «умными» путем регуляции развития мозга половыми гормонами. То есть, существует разброс концентрации гормонов у матери во время беременности и потом у ребенка, который, вероятно, отчасти задан генетически, и этот разброс дает возможность возникновения математической и музыкальной одаренности, просто хороших математических и вербальных способностей, но также и гомосексуализма. Получается, что естественники должны быть особенно толерантны, раз уж гомосексуалисты - именно те, кто в этом ресторане за нас расплачивается.
___________
На случай, если кто в танке: способности, разумеется, зависят не только от гормонов и пола. Есть, например, вот такие мощные социальные влияния: http://ru-psychology.livejournal.com/1505200.html?thread=27122864
|
</> |