Полный вперёд

И никакой случайности. Те, кто хоть немного следил в последние годы за финской сборной, уже в начале чемпионата мог с большой долей вероятности предположить успешный результат. После последнего мирового золота выросло целое поколение. И теперь юные, некоторые, похоже, почти не знакомые с бритвой львята убедительно доказали силу финской хоккейной школы. В ней заметна та самая по-настоящему командная и мастерская игра, которую мы знавали когда-то. Правда, под другими цветами.
Кстати, о урожайном на голы счёте. Что там "какие-то" финальные 6-1 по сравнению с анналами:
Самая крупная победа : Финляндия – Норвегия – 20-1, (Хямеенлинна, Финляндия, 12 марта 1947).
Самое крупное поражение : Канада – Финляндия – 24-0 (Осло, Норвегия, 3 марта 1958).
Под шумок и я, наконец, обнародую нечто героическое. Мы включились в местную статистику, по которой у каждого седьмого жителя Финляндии есть своя лодка, и спустили на воду наше первое судёнышко.

Ну да, это не бригантина. Однако, хороший японский мотор весьма резв. Если позволяет волна, можно лететь глиссером гораздо быстрее, чем те лодки, на которых мы совершали норвежские рыбацкие подвиги.
Владеем мы моторкой на паях с хорошим приятелем. И поскольку он располагает большим временем и необходимостью в её эксплуатации, место зимней стоянки, а теперь и летний причал расположен ближе к его месту обитания, в Восточном Хельсинки. Мы в тех краях только гости. При необходимости лодку нетрудно поместить на специальный прицеп и отбуксировать машиной в необходимое место. Надеемся, что походим ещё летом в западных шхерах, которые нам милее и ближе.
Общий принцип многочисленных лодочных причалов, которые имеются в любом прибрежном районе, напоминает гаражный кооператив. За судном закрепляется постоянное место на охраняемой морской стоянке. Выход на пирс под замком, ключ от которого есть у каждого владельца. Чтобы уменьшить и так небольшую плату за членство можно добровольно участвовать в дежурствах на вахте. В товариществе проводятся различные мероприятия. Например, после зимы можно провести бесплатное обслуживание огнетушителей, положенных на яхте или катере с каютой. Для этого в указанный на инфостенде день к причалу приезжает специальная машина с оборудованием. Бывают и совместные праздники с традиционной сауной, как мы видели, например, в кооперативе в Эспоо.
Лодка всегда идёт в тандеме с машиной, в которой достаточно места для перевозки рыбацких снастей и улова. Этой весной специально приделали нашему трудовому конику буксировочный фаркоп.
Для заправки лодочного мотора можно использовать канистру, а можно заполнить бак прямо на причале - любом из огромного их количества на мысах и островах прибрежных архипелагов. Такие места хорошо бы знать. И вообще совершенно необходимо иметь навигационный атлас прибрежных территорий во избежание ненужных плутаний в трёх соснах островках.
Возле причалов в живописных проливах имеются не только заправки для лодочных моторов, но и их владельцев: кафе-бар, удобства, небольшой магазинчик. Многие горожане имеют дачки на островах, такие, например:
...и перед отправкой туда на выходные, совершают заключительные покупки прямо на берегу. Потом грузят добро на катер или яхту. Помимо необходимых и практичных вещей для еженедельного дачного отдыха встречаются и элементы для души: цветы в горшках для украшения террас, большие свечи, комнатные собачки в корзинках.
Таким вот образом, с прицепа, по специальному уклону спускают на воду моторки и катерки.
Разнообразие судёнышек огромное. Рынок в этом плане очень широк, спрос и предложение очень велики. Своё плавсредство в морской стране (и по совместительству стране озёрной) - вещь рутинная, но очень приятная. Вот, например, морской каблучок - с уютной каютой и хорошей скоростью. С таким и дача не нужна, если семья невелика.
Парусные яхты - несомненно элита. Только вот как управляться с ними, не представляю. Мы, не зная броду, даже свою моторку успели посадить на мель в первом же плавании, а у яхты ещё и киль, да паруса с такелажем. Это своя планета, этому "десять лет учиться надо" (с).
Судоходство всех колибров начале мая уже кипит. С восточного порта по вечерам уходит большой паром на Германию. Две ночи с комфортом на Балтике, и сердце Европы на ладони.
Местные островки и дачки-баньки на них в ближайшем рассмотрени, с моря, под брызги от моторного следа на воде выглядят ещё романтичнее, чем с берега.
Кто-то, помнится, говорил, что финляндские берега не отличить с моря от эстонских или питерских. Это не верно. Такого массива гранита на той стороне нет. Имеются обрывы глинта - известнякового слоящегося камня, но от гранита - только множество валунов, принесённых ледником. Геологическая граница скандинавских пород очень ровно проходит по водоразделу Финского залива.
А ведь совсем недавно мы гуляли вокруг таких маяков и бакенов по крепкому толстому льду, радуясь, что вторгаемся в границы, нетипичные для сухопутных жителей. Теперь мы снова здесь, но уже с полным мореходным правом.

|
</> |