Полетит ли АМУР - первая российская многоразовая ракета на метане? и когда?

Роскосмос объявил конкурс на разработку Эскизного проекта первой российской недомногоразовой ракеты АМУР,
Далее выдержки из задания на конкурс поэтому много канцеляризмов, повторов и тп. но считаю принципиально важным ничего не добавлять , а право комментировать оставляю читателям, Вы справите лучше.. Для меня вопрос - доживу ли я до первого повтоного старта первой супени АМУРа?? с учетом п. 4.14 см. ниже??
2.1 Целью выполнения СЧ ОКР является разработка эскизного проекта по созданию на космодроме «Восточный» космического ракетного
комплекса с ракетой-носителем среднего класса, используемого для запуска автоматических космических аппаратов различного назначения.
2.2 Наименование изделия - космический ракетный комплекс с ракетой-носителем среднего класса «Амур». Сокращенное наименование
изделия - КРК «Амур-СПГ».
2.4 Назначение и область применения создаваемого КРК.Основное назначение космического ракетного комплекса обеспечение
выведения (в том числе группового и попутного) автоматических космических аппаратов различного назначения ракетой-носителем среднего класса на заданные орбиты с космодрома «Восточный».
ЗЛ.1 КРК состоит из:
- ракеты-носителя среднего класса «Амур»;
- комплекса разгонного блока 371КК41 (привлекается
функционально из состава КРК «Союз-2»);
- специальных средств транспортирования PH «Амур»;
- комплекса запуска PH, включающего:
- технический комплекс (ТК) PH (ТК РКН);
- стартовый комплекс (СК);
- технические комплексы космического аппарата (ТК КА) и
космической головной части (ТК КГЧ) (заимствуется из состава комплексов, существующих на космодроме «Восточный»);
- комплекс посадки блока первой ступени.
.3 Требования к PH среднего класса «Амур»
3.3.1 PH среднего класса «Амур» - двухступенчатая PH, выполненная по «тандемной» схеме с первой ступенью многократного использования. В качестве компонентов топлива должны использоваться сжиженный природный газ и жидкий кислород.
3.3.2 В качестве маршевых двигателей первой и второй ступени PH «Амур» должны использоваться адаптированные (модернизированные) двигатели с единой конструктивной базой. При этом PH «Амур» должна создаваться как многоразовый носитель с возможностью запуска в одноразовом исполнении (со снятием элементов многоразовости) с обеспечением энергетическим характеристик, приведенных в п. 3.3.7 настоящего ТЗ.
3.3.3 Для вариантов запуска PH «Амур» с многоразовым использованием первой ступени и использованием первой ступени в
одноразовом варианте (со снятыми элементами многоразовости) в ЭП должны быть рассмотрены следующие вопросы:
- оценка энергетических возможностей PH «Амур»;
- оценка основных технико-экономических показателей запуска полезной нагрузки;
- оценка показателей конкурентоспособности на мировом рынке каждого варианта использования PH.
КРК «Амур-СПГ» с PH «Амур» должен быть конкурентоспособным на международном коммерческом рынке пусковых услуг.
3.3.4 Многократное использование блока первой ступени PH «Амур» должно обеспечиваться системой динамической посадки в район посадки по трассе полета на подготовленную площадку или в район старта, с последующим его возвратом на техническую позицию и подготовкой к повторному пуску. На этапе ЭП должна быть рассмотрена возможность не менее чем 10 кратного использования блока первой ступени с учетом подтверждения кратности использования блока при проведении летных испытаний, а также альтернативные варианты спасения первой ступени.
3.3.5 С целью выведения полезного груза на рабочие орбиты высотой от 400 до 800 км без использования разгонного блока двигатель блока второй ступени PH «Амур» должен обеспечивать работу в режиме длительного дросселирования или рассмотрена возможность многократного включения двигателя второй ступени.
3.3.6 PH «Амур» должна использовать следующие КГЧ:
КГЧ с сборочно-защитным блоком типа 81 КС диаметром 4,11 м (без разгонного блока);
КГЧ с использованием комплекса разгонного блока 371КК41 и головным обтекателем типа 81 КС.
КГЧ с перспективным ГО диаметром 5,2 м, разработка которого планируется в рамках создания КРК «Союз-5» 371КК68 (ОКР «Феникс»).
Также необходимо рассмотреть возможность применения перспективных КГЧ с ГО диаметром не менее 5,4 м.
3.3.7 Энергетические характеристики PH «Амур» при пуске в составе РКН (с головным обтекателем диаметром 4,11м) с космодрома «Восточный» (уточняются по результатам ЭП) должны обеспечивать выведение полезного груза массой:
а) на опорную орбиту с параметрами Нкр=200 км, i=51,8°:
- не менее 9,5 т с многоразовой I ступенью с ее посадкой по трассе полета;
- не менее 12 т без спасения I ступени;
б) на солнечно-синхронную орбиту с многоразовой I ступенью с ее посадкой по трассе полета высотой Нкр=800 км:
- не менее 2,5 т без использования РБ типа «Фрегат»;
- не менее 6,0 т с использованием РБ типа «Фрегат»;
в) на геопереходную орбиту с многоразовой I ступенью с ее посадкой по трассе полета ДУ=1500м/с с использованием РБ типа «Фрегат» - не менее 2,5 т
г) на геостационарную орбиту с многоразовой I ступенью с ее посадкой по трассе полета высотой ~ 36 тыс. км с использованием РБ типа «Фрегат» - не менее 1,5 т.
3.3.12 Схемы выведения PH в составе РКН должны обеспечивать выполнение требований Руководящих принципов Комитета ООН по
предупреждению образования космического мусора, Генеральная Ассамблея, А/62/20, ГОСТ Р 52925-2018.
3.3.13 СУ PH должна решать задачу определения аварийного состояния PH в составе РКН.
Примечание. В случае возникновения аварийной ситуации на PH до окончания участка блокировки аварийного выключения двигателя I ступени СУ PH должна продолжить нештатный полет PH с целью увода PH от стартовой системы с выдачей команды на аварийное выключение двигателя I ступени по окончании участка блокировки.
3.5.4.2 СК должен обеспечивать:
предстартовую подготовку и пуски РКН с PH среднего класса «Амур» с производительностью не менее 15 пусков в год;
3.5.4.3 С момента начала заправки РКН компонентами топлива до пуска (до окончания слива и смены метановой среды в ПГС РКН на
инертную при отмене пуска) должно быть исключено нахождение расчета подготовки в непосредственной близости от РКН.
3.5.5 Требования к комплексу посадки блока первой ступени PH «Амур»
3.5.5.1 Комплекс посадки должен обеспечивать безопасную посадку первой ступени PH, нейтрализацию ПГС, контрольный осмотр, очистку, консервацию и погрузку на средства транспортирования.
3.6.12 В соответствии с ГОСТ В 25232-82 и Решением Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ России) от 20 декабря 2011 г. № 11-13-02 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.04.2016, на этапе эскизного проектирования должны быть разработаны рекомендации по частотному обеспечению РЭС, а именно: проведено обоснование выбора полос радиочастот в соответствии с «Таблицей распределения полос частот между радиослужбами», утвержденной постановлением Правительства РФ № 1049-34 от 21.12.2011, Регламентом радиосвязи МСЭ в редакции материалов ВКР-15;
проведен сравнительный анализ возможных вариантов построения РЭС в части обеспечения выполнения заданных требований по ЭМС;
разработаны проекты радиочастотных заявок по Форме 1 ГКРЧ;проведено обоснование необходимости и целесообразности регистрации частотных присвоений РЭС КРК в Международном союзе электросвязи и направлено государственному Заказчику установленным порядком.
3.6.13 На этапе эскизного проектирования должны быть разработаны рекомендации по международно-правовой защите в соответствии с
«Правилами проведения в РФ работ по международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов», а также «Правилами использования на территории РФ спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1194 от 14 ноября 2014 г. с учетом
изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ № 970 от 15 августа 2017».
4.2. На этапе эскизного проектирования должны быть проведены: анализ потребности рынка в энергетических возможностях перспективной РКН «Амур»
4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
4.2. На этапе эскизного проектирования должны быть проведены:
анализ потребности рынка в энергетических возможностяхперспективной РКН «Амур» и формирование рекомендаций по
грузоподъемности ракеты на основные околоземные орбиты (в т.ч. на основании статистики пусков, предоставленной заказчиком);
анализ потребностей в пусках PH «Амур» в рамках перспективных федеральных программ (вкл. действующие федеральные целевые программы и Программу «Сфера»);
анализ и прогнозирование критичных потребительских качеств пусковой услуги с точки зрения потенциальных государственных и
коммерческих заказчиков, а также с учетом уникальных характеристик PH основных конкурентов;
технико-экономический анализ обоснованности вариантов технического облика PH «Амур» с невозвращаемой или возвращаемой
первой ступенью, а также остальных конструктивных элементов PH;
рассмотрение вариантов реализации основных СЧ КРК с целью поиска решений конструкторско-технологического характера для оптимизации
стоимости пуска и создания коммерчески привлекательной,
конкурентоспособной PH «Амур» для внутреннего и международного рынка пусковых услуг (по исходным данным заказчика);
оценка стоимости пусковой услуги, включая стоимость серийной PH «Амур», головного обтекателя, разгонного блока, работ по организации
пусковой услуги и адаптации полезной нагрузки для всех сочетаний сценариев пуска:
пуск PH «Амур» с возвращением и без возвращения первой ступени;
пуск PH «Амур» с и без использования разгонного блока;
максимально возможная загрузка стартового комплекса (15 пусков в год), средняя загрузка - 6 пусков в год и минимальная загрузка - 2 пуска в год.
при оценке стоимости пусковой услуги затраты на страхование пуска и полезной нагрузки не включаются в оценку
4.3. По результатам эскизного проектирования должны быть разработаны: уточненные технико-экономические требования, обеспечивающие коммерческую привлекательность и конкурентоспособность PH «Амур»;
бизнес-план с оценкой рыночных потребностей на пуски PH «Амур», разработкой бизнес-модели и финансово-экономическим моделированием основных вариантов реализации проекта;
маркетинговые рекомендации по завоеванию коммерческого рынка (пессимистический, реалистический и оптимистичный сценарии).
Рекомендации гибкого ценообразования и тактики его применения с целью увеличения доли РКН «Амур» на коммерческом сегменте рынка пусковых услуг (не ограничиваясь);
предложения по экономической и операционной модели проекта, составу участников и их ролям (с учетом возможного вхождения внешних инвесторов в проект и внебюджетного финансирования);
модель окупаемости инвестиционного проекта, сопровождение и защита финансовой модели перед внешними инвесторами
(например, ПАО «Газпром») для привлечения внебюджетного финансирования на ОКР и капитальные вложения.
4.8. Стоимость пусковой услуги, включая стоимость серийной PH «Амур», головного обтекателя, разгонного блока, работ по организации
пусковой услуги и адаптации полезной нагрузки для всех сочетаний сценариев пуска, не должна превышать:
в конфигурации без посадки блока первой ступени и ее повторного использования - 30 млн. долларов США;
в конфигурации без посадки блока первой ступени и ее повторного использования и с разгонным блоком - 35 млн. долларов США.
в конфигурации с повторным (до 10 раз) использованием блока первой ступени и без разгонного блока - 22 млн. долларов США.
4.9. В ходе выполнения эскизного проекта должна быть проведена оценка производственных мощностей Исполнителя по производству
серийной PH среднего класса «Амур» с учетом требования по производительности пусков PH.
4.10. Расчеты затрат на создание КРК должны быть приведены в ценах соответствующих лет на актуальную дату выпуска эскизного проекта
согласно базовым экономически показателям предприятия и актуальным индексам цен Минэкономразвития России.
4.11. На этапе эскизного проектирования должен быть разработан комплекс мероприятий, определена их стоимость и сформирован план их реализации, обеспечивающий повышение конкурентоспособности КРК на этапе эксплуатации, в т.ч. по показателю удельной стоимости пуска, а также проработаны мероприятия, позволяющие сохранять стоимости пуска, в условиях инфляции.
4.12. Материалы эскизного проекта должны содержать сравнительный анализ создаваемого комплекса (его изделий) с лучшими российскими и зарубежными аналогами.
4.13. Материалы эскизного проекта должны содержать оценку конкурентоспособности на мировом космическом рынке. Создаваемый КРК с
PH «Амур» должен быть конкурентоспособен на мировом космическом рынке.
4.14. Решение о продолжении разработки КРК с PH «Амур» будет принято заказчиком по результатам рассмотрения технико-экономических показателей, полученных в рамках эскизного проекта.
|
</> |