Поль Деларош. День рождения.


Поль Деларо́ш, имя при рождении Ипполит Деларош (17 июля 1797, Париж — 4 ноября 1856, там же) — французский живописец, ведущий представитель академизма середины XIX века.

В 1822 году Поль Деларош дебютировал в парижском Салоне, на котором он выставил картины «Христос, сошедший с креста» и «Иосавия, спасающая Иоаса». Первое время Деларош, сблизившись с французскими романтиками, находился под влиянием школы Э. Делакруа, А.-Ж. Гро и Т. Жерико. Это стимулировало его интерес к историческому жанру.

Но полученное образование, влияние О. Верне, А. Шеффера и Ж. О. Д. Энгра склоняло к гладкой академической живописи, господствовавшей в то время в парижском Салоне.

Поэтому Поль Деларош вошёл в историю искусств в качестве автора мелодраматических и сентиментальных картин на темы из английской и французской истории.

«Эмоции, возбуждаемые произведениями Делароша, апеллируют к романтизму, в то время как детали его картин следуют тенденциям академизма… Выставки Салона были из года в год наводнены многочисленными „Рождениями Венер“, „Источниками“, „Истинами“, „Нимфами“. Ценилось не благородное совершенство форм, а занимательность пикантных ситуаций, слащавая красивость образов», говорит искусствовед Раздольская В. И.

Картины Делароша на исторические сюжеты были встречены единодушной похвалой критиков и становились популярными благодаря изданию в гравюрах и литографиях. Работы Делароша начала 1830-х годов более других отражают противостояние двух движений французской живописи: академистов и романтиков.

Однако они вызывали неизменное восхищение неискушённой публики, не видящей различий первых и вторых. Деларош тщательно изображал костюмы, аксессуары и декорации, любил передавать гладкость обнажённого тела. Он использовал гладкую манеру, маскирующую движения кисти, и завершал свои картины чёткими контурами подобно уже снискавшей популярность манере Энгра.

Деларош ценил литературную ценность своих картин выше их живописных качеств. Литературность он сочетал с театральностью поз действующих лиц и надуманными мизансценами. Он был более склонен заботиться о драматических эффектах, чем об исторической правде.

Не случайно выдающийся русский художник и историк искусства А. Н. Бенуа, желая подчеркнуть изъяны натурализма и салонности в искусстве, использовал исключительно в негативном смысле определение «делярошевская живопись»

В 1837—1841 годах художник работал над главным произведением своей жизни — «Полукружием». Панорамная настенная картина маслом (27 х 4,5 м) (её часто неверно называют фреской) украшает амфитеатр актового зала парижской Школы изящных искусств.

Это произведение создано по примеру знаменитых композиций «Афинская школа» и «Парнас» Рафаэля Санти в Ватикане. Но непосредственным прототипом по идее и композиции является картина Ж. О. Д. Энгра «Апофеоз Гомера» (1826—1827).

Марки из интернета
Текст вики
|
</> |