
Покорители стратосферы предшественники космонавтов

Напряжённая международная обстановка заставляла задумываться о высотной военной авиации, недоступной для истребителей того времени и зенитных орудий. Кроме того, у нас хотели исследовать недавно открытые космические лучи — естественно ионизирующее излучение, приходящее на Землю из космоса.

Данных, которые получали с помощью беспилотных стратостатов, было недостаточно, и 30 сентября 1933 года взлетел первый советский пилотируемый стратостат — «СССР-1». Экипаж, состоявший из командира корабля летчика Прокофьева, инженера Годунова, радиста Бирнбаума, достиг рекордной высоты 19 км и пробыл на ней более 2 часов.

7 ноября 1933 г. в газетах были опубликованы научные итоги полета стратостата «СССР-1». Оказалось, что, если на Земле космические лучи вызывают в одном кубическом сантиметре воздуха появление 1-2 ионов в секунду, то на высоте 12 километров - 226, а на высоте более 15 километров - 340-360. Исследование необходимо было продолжить: в стратосферу должен был подняться профессиональный физик. Выбор пал на Илью Усыскина.


Альтернативу стратостату «СССР-1» нашли сразу: в эти же дни в Ленинграде создавался его аналог. Правда, если в Москве это делали по государственному заказу для ВВС, то в Ленинграде этим занималась общественная организация Осоавиахим под контролем лично С.М.Кирова. Разработку проекта возглавлял инженер А.Васенко, расчет полета делал военный воздухоплаватель П.Федосеенко.
Метеорологическое обеспечение было возложено на изобретателя радиозонда профессора П.А. Молчанова. Руководство научной программой полета осуществлял академик А.Ф. Иоффе.

Проверку готовности аппарата к полету проводила прибывшая из Москвы специальная комиссия. Вывод гласил: гондола имеет существенные конструктивные недостатки, и выпускать ее в таком состоянии в полет с людьми нельзя. Самые серьезные проблемы заключались в обеспечении безопасности полета и аварийного спуска. Полет задержали, но исправить отмеченные комиссией недостатки не удалось. Тем не менее, было все же решено полет совершить.
Стратостат должен был стартовать 30 сентября 1933 г., в тот же день, что и «СССР-1», однако неудовлетворительные метеоусловия не позволили осуществить запуск.


Ленинградский стратостат получил название «Осоавиахим-1». К концу 1933 г. он был полностью собран, но требовалось еще время, чтобы разместить в гондоле все необходимое оборудование и начать проверку обеспечения безопасности полета. Времени для этого было еще достаточно: самым благоприятным месяцем для запуска, как утверждали метеорологи, был август. Предложение совершить его в конце января застало всех участников подготовки к полету врасплох. Свидетельства очевидцев зафиксировали слова Сталина:
Вот вам и подходящий момент его опробовать. Почему бы и самому конструктору не принять участие в полете?
Запуская в полет неподготовленный для этого должным образом аппарат, Сталин лично подписал его экипажу смертный приговор. Не первый и далеко не последний в своей жизни. По приказу Ворошилова аппарат немедленно погрузили на железнодорожную платформу и доставили в Москву: старт предписывалось произвести в столице в день открытия съезда.
Павел Федосеенко
Советский стратостат «Осоавиахим I» с тремя аэронавтами — П.Ф. Федосенко, И.Д. Усыскиным, А. Б. Васенко — стартовал 30 января 1934 года из Москв
Стратостат поднялся в воздух из подмосковного Кунцева. Через 8 минут радиостанция на летном поле с позывными «Земля» приняла первые сигналы «Сириуса».

К 11.00 была достигнута высота 21000 м. В 11.49 связь оборвалась. В 13.00 экипаж опять вышел на связь, объяснив, что «молчание» в эфире было обусловлено большим объемом работы по сбору научных данных, но потом уже связи не было.
Приборы, исследованные после катастрофы, показали рекордную высоту подъема стратостата – 22000 м. Но после этого началась болтанка, стропы оборвались, и гондола без оболочки с громадной высоты, набирая скорость, устремилась к земле. Стрелки на часах Васенко замерли в 16 часов 23 минуты.
Больше никаких сигналов на землю не поступало. Полет действительно, как это и было предсказано метеорологами, завершился гибелью экипажа.
Первый в истории зимний полет стратостата закончился катастрофой.
При разборе катастрофы было установлено, что предельная высота
подъема составила 22 км. Стратостат упал после начала снижения.


На торжественных похоронах урны с прахом аэронавтов несли руководители страны (Сталин, Молотов, Ворошилов). Захоронены в Кремлёвской стене. Этим полетом завершилась, по сути дела, целая эпоха в аэрологии, когда осуществлялись «пассивные» подъемы людей и приборов в стратосферу на воздушных шарах.
На торжественных похоронах урны с прахом аэронавтов несли руководители страны (Сталин, Молотов, Ворошилов). Захоронены в Кремлёвской стене. Этим полетом завершилась, по сути дела, целая эпоха в аэрологии, когда осуществлялись «пассивные» подъемы людей и приборов в стратосферу на воздушных шарах.

Марка СССР 1964, апрель. Памяти советских стратонавтов, Памятник стратонавтам в Саранске. Без зубцов, серо-коричневая, голубая, номер по каталогу№ 3022, номинал- 10 коп.
Трём стратонавтам установлен памятник в Саранске, в честь них назван проезд в Москве. Посёлок Потиж-Острог Инсарского района Мордовии, близ которого упал стратостат, был переименован в село Усыскино.
Они погибли, но установили непревзойдённый мировой рекорд. Морально ли засчитывать такие рекорды, жертвами которых стали люди?
Советские руководители часто шли на необоснованный риск в погоне за приоритетом и престижем. Этот экипаж получил посмертную славу, а первый остался в относительной безвестности. Выходит, что слава достаётся только мёртвым.
Источник: itnan.ru
В статье использованы марки из коллекции volynko и картинки из интернета.
|
</> |
