Пока не стёрлись впечатления...
i_sobolev — 05.12.2016Сразу - чтобы не быть неправильно понятым - фильм,
безусловно, ОЧЕНЬ нужный. И очнеь хорошо, что он появился.
Пожалуй, в современном российском кино он достойно пополнит
семейство фильмов, явно выделяющихся из общей уничижительной
тенденции. Жаль только, что стал он всего лишь третьим - после
"Брестской крепости" и "Территории", а на другой стороне
баррикад их целый легион. Но - лиха беда начало.
А теперь о впечатлениях. Тем более, что смотреть его мне пришлось
после ознакомления с публикациями в интернете.
Никакого национализма и шовинизма, на который некоторые пытались намекать, я лично там не нашел. Да, там не упоминается слово "советский", упоминается "русский". Но - в кадре мы постоянно мы видим азиатские лица, и слышим украинское наречие. Последнее обстоятельство по современным реалиям, кстати, - ход весьма сильный.
Да и диалог в окопе между двумя бойцами:
-Немцы ещё увидят, как умеют драться русские...
-Я, вообще-то, казах...
-А казах что, не русский? Сейчас-то мы все за Россию воюем. А
придётся воевать за Казахстан - то все покажем, как умеют сражаться
казахи!
от всяких обвинений в шовинизме не оставляет и следа.
Безусловно, прав _socialist, когда замечает, что "все попытки подменить советскость русскостью так же ... глупы, как обливание грязью политработников и вообще Советской власти.... Победил советский народ вместе, а не исключительно русские, пусть и при наибольшем их вкладе в Победу." Однако всё познаётся в сравнении, и на фоне окружающей михалковщины и бондарчуковщины эта глупость есть самое меньшее из зол, и даже весьма неслабый шаг вперёд. Да, желаемого мы пока не видим, не достигли, но уже видим начинающееся движение хотя бы в нужном направлении.
И пусть никто не беспокоится - Бауыржан Момыш-улы не перевернётся в гробу. Тем более, что эпиграфом к фильму избраны именно его слова.
Очень хорошо показаны немцы. Почему хорошо? Потому что - даже
без упоминания о зверствах в фильме они оставляют впечатление
некоей инородной силы, другой цивилизации. Особенно после
длительных сюжетов с советскими бойцами. И PzIV порой смотрятся,
как имперские шагающие установки из лукасовских "Звёздных войн". И
именно поэтому сразу убирается даже сама мысль о том, что-де "они
тоже люди". Нет, они - враги. Сильные,
подготовленные,тренированные. Именно таким и должен быть враг в
фильме.
Кстати - словил себя на интересной мысли.
В советских фильмах война, безусловно, показывалась трагедией, но
почти всегда присутствовал и героический пафос, и определённая доля
романтики. И это понятно - их задача состояла не только в том,
чтобы сохранять память о пережитом, но и воодушевлять.
В либеральных фильмах под предлогом "изображения правды" показана
гипертрофированная мерзость своих (особенно политработников и
сотрудников НКВД), неуместная умилённость противника
(который-де "тоже человек", которого дома тоже ждут женщины и дети,
и так далее) и, конечно, сквозняком через все сцены - вопиющий
натурализм в виде разорванных пополам тел, оторванных конечностей и
выпущенных внутренностей.
В этом фильме нет ни того, ни, тем более, другого. В нем война
показана как тяжелая каждодневная РАБОТА. За которую не платят
зарплат и премий, за которую единственная награда - это жизнь,
твоя, твоих потомков и твоей страны. И именно потому эта работа
ДОЛЖНА быть выполнена, во что бы то ни стало.
Ещё в фильме нет героев с запоминающейся, интеллигентной
биографией. Здесь нет "Серёжки с Малой Бронной и Витьки с Моховой",
нет Лёньки Королёва, нет экипажа Пе-2 из художника, скрипача и
учителя математики, столь полюбившегося нам в своё время по
прекрасной "Хронике пикирующего бомбардировщика", экипажа до боли в
сердце любимого и яркого, но - к сожалению, нереального, во всяком
случае - в таком составе. Казах из окопа, скорее всего, до войны
пас овец, а русский - возделывал землю (кстати - ОЧЕНЬ короткая, но
сильная фраза, которую произносит явно бывший крестьянин, глядя на
артобстрел: "Ведь ЕЁ же не вспашешь потом - сразу в мартен можно
будет!"). Но, глядя на их простые лица и слушая их
бесхитростные обороты речи, понимаешь - перед тобой настоящие
МУЖИКИ. Которые не склонны к заумным беседам, но которые уж точно
не предадут. И будут с тобой до конца, если и ты будешь в одном
ряду с ними.
Обратной стороной отсутствия биографий явилась и некоторая
"хроникальность" картины. Потому что в советских фильмах о войне
последняя, как правило, всё же являлась фоном, на котором
проявлялись характеры и складывались судьбы героев. То есть в
фокусе была не сама война, а именно человек. Здесь же создаётся
впечатление некоей игровой хроники. Впрочем - это моё личное
впечатление и, может быть, мы присутствуем как раз при рождении
нового жанра?
Кого ещё нет в этом фильме? Собственно, об этом уже рассказал
ленинградский историк и исполнитель одной из ролей Баир
Иринчеев:
В фильме не замечены такие обязательные персонажи российских
фильмов о Великой Отечественной войне, как:
• толстый гадливый еврей-политработник в круглых очках;
• не менее толстый подонок-особист с оловянным взглядом, орущий
«Расстреляю!» каждые пять минут фильма;
• бездарные и тупые командиры РККА, бухающие в землянке весь
фильм;
• репрессированный и рефлексирующий интеллигент;
• Сталин, похожий на Дракулу;
• непонятно как освобожденный из ГУЛАГа уголовник, который учит
всех вышеупомянутых, как победить нацистов.
Всего этого нет. Есть простые люди в форме РККА, которых даже не
успеваешь запомнить, как они погибают, и этим «28» напоминают
«Тонкую Красную Линию» Терренса Малика.
И, думаю, что от отсутствия этих персонажей фильм только
выиграл.
Что же касается уже набивших оскомину доводов либеральной публики о том, что-де "нам опять показывают очередной миф"... Честно говоря, с одной стороны, очень хочется просто отправить этих подвывал в игнор. Однако, поскольку доводы эти направлены вовсе не на тех, кто ещё в 90-е у поисковых костров оборонял память о прошлом от уничтожения, а на тех, кто только "вступает в игру", причем зачастую первую информацию получая не из исторических исследований, а из социальных сетей, придётся привести фразу Дмитрия Пучкова:
Отчего же все помнят только про 300 спартанцев, когда в
том Фермопильском проходе геройски бились 7,5 тысяч человек? Вот и
тут, под Москвой, сражалась целая дивизия панфиловцев! А легендой
стали 28 человек. Гражданам, которые данные события называют
«мифом», надо обратиться к толковому словарю русского языка, чтобы
ознакомиться со значением этого слова. Это РЕАЛЬНЫЕ события,
ставшие ЛЕГЕНДОЙ.
На сем позволю себе закончить. И повторюсь - да, это далеко не
"Горячий снег", не "Они сражалсь за Родину" и даже не
"Освобождение". До того времени, когда у нас появятся произведения,
не уступающие этим, а лучше - их превосходящие, надо пройти долгий
путь. Но дорога в тысячу лье начинается с первого шага.
Недавно Мединский заявил о том, что необходимо снять фильм о Зое Космодемьянской.
Может быть, и необходимо.
Вот только я пошел бы другим путём и, во-первых,
акцентировал бы внимание не на уже известных героях, а на тех
людях, кто в ту пору по разным причинам остался в тени. Во-вторых -
снимал бы всё же фильм не о событиях, а О ЛЮДЯХ на фоне событий,
чтобы через события раскрывались их характеры и судьбы, которые, в
свою очередь, сами были бы вплетены в историю страны. Какие события
взял бы за сюжетную основу? Пожалуй, Аджимушкай, возможно - оборону
Кавказа и, конечно, Блокаду Ленинграда. Почему? Потому что
именно в первых двух вижу возможности для тех сюжетных ходов,
которые ещё не применялись, либо использовались очень мало, ну, а
третья тема и по сей день неисчерпаема.
Но это уже, как говорится - пожелания...
|
</> |