пожиратели мотивации
danilling — 15.05.2012Что бы мы не делали, мы это дело делаем в рамках представлений о том, как нужно и должно что-либо делать. Например, человек научился составлять годовой отчет - в институте или на первом месте работы. Составляя отчет, он вроде бы руководствуется конкретными навыками и знаниями о том, как это делается. Но кроме этих знаний на него могут влиять другие знания - о том, как нужно делать что-бы то ни было. Эти знания не про бухгалтерию и финансы - эти знания вне контекста, они на все случаи жизни. И к конкретной ситуации они могут быть вообще не особо применимы, и даже могут в этой ситуации мешать.
У каждого из нас могут быть сотни идей о том, как нужно что-то делать, которые роятся вокруг. Они могут быть нейтральны, а могут активно атаковать - вызывать чувство тревоги, стыда, несостоятельности и т.п., и т.д. Некоторые из этих идей бытуют в форме пословиц и поговорок, некоторые в форме афоризмов "житейской мудрости", некоторые в форме эвристик доступности - первого, что приходит в голову. Яркий пример - поговорка "Семь раз отмерь, один отрежь". Есть в ней некоторый элемент мудрости, но во всех ли контекстах она применима? В принципе, если на такую семикратную примерку посмотрит психиатр, то может и диагноз "обсессивный синдром" поставить.
Такие идеи могут действовать на нас подспудно, минуя сознание - они ведь стали частью смысловой реальности, в которой мы живем, стали фоном, который мы не замечаем, но который на нас влияет. Происходит сдвиг мотива на цель, как это называется в отечественной психологии: наша цель уже - не сделать что-то запланированное, а соответствовать этим идеям. А сделать - это уж так, десятым делом становится. Если мы используем эти идеи критически, то они могут помогать, а если мешают, то мы их отвергнем. А если эти идеи действуют на нас без фильтра критического понимания, то могут создавать психологические проблемы - те же самые обсессии (навязчивости). Тут и навязчивые действия, и навязчивые тревоги и страхи, прокрастинация - навязчивое откладывание наше любимое ("отрежу в последний момент, а до этого буду примерять"), да и ко многим другим.
Почему эти идеи становятся такими влиятельными и создают такие неприятные проблемы? Вроде, это просто такие необязательные инструкции, как бы сделать получше, подсказки такие от других людей. Но в обществе, построенном на власти норм и регламентов, эти идеи приобретают характер норм - это не просто подсказки из чужого опыта, а нормативные представления о том, КАК НАДО. Если вы не соответствуете этим КАК НАДО, то значит с вами что-то не так - вы неумеха, бестолковый, упрямый, неквалифицированный, неспособный и т.п. Это могут быть дискриминирующие "диагнозы" как про навыки и способности человека, так и про его личностные и даже моральные качества - раз не делает КАК НАДО, значит не хочет учиться, а если не хочет учиться, значит личность сомнительная, любить никто не будет.
Такие вердикты часто выносят не только и не столько окружающие люди, но и человек их сам себе выносит - потому что обучился применять к себе такую нормативную-морализаторскую власть, это стало способом саморегуляции. Вот только насколько эффективным, и насколько предпочитаемым - вот вопрос.
И так, какие же идеи могут влиять таким образом? Назову пару-тройку знакомых мне, а вы добавляйте в комментах. Я буду еще апдейтить - какие-то идеи дописывать, по мере поступления в голову:
- Если уж делать, то делать хорошо, а лучше вообще не делать. Вроде как, это идея про качество. Но ее подспудный смысл и императив - не только про "делать хорошо", но и про не делать вообще. Коварство этой идеи еще и в том, что она может побуждать оценивать продукт своей работы сразу, как только вы начали ее делать, и когда качество еще рано оценивать. Да и что такое "хорошо" - тоже не особо конкретно. Относительно чего хорошо? В соответствии с каким критерием?
- Не умеешь - не берись. Это целая философия деятельности, которая подразумевает, что нужно сначала научиться, или обладать особыми способностями, и только тогда можно начинать что-то делать. А иначе - случится что-то страшное или постыдное. И множество людей подолгу не приступают к деятельности, пока не уверятся, что они это умеют. То есть, могут и никогда не приступить, потому что могут никогда не увериться. Умение, умелость - это не тотальные категории, а весьма относительные. Они зависят от чьей-то субъективной оценки, от кем-то заданных критериев и уровней мастерства. Можно рассуждать по схеме - либо полностью умею, либо полностью не умею. Можно рассуждать по схеме - на данном этапе частично умею на таком-то уровне, а частично умею на уровне пониже. С опытом уровень может повыситься, а без опыта его повысить сложнее.
- Если что-то делаешь, то важно ничего не упустить, учесть ВСЕ. Всегда найдется кто-то, кто скажет - вот про это ты почему не подумал, не учел? А можно, мол, было сделать по-другому, лучше. Эта идея подразумевает, что есть идеальный, максимально полный эталон выполнения какого-то дела, а все остальное - недоделки, ошибочные варианты. Это основано на допущении, что учесть ВСЕ факторы - возможно и нужно.При этом отрицается возможность другого взгляда на деятельность: своими действиями мы выбираем какой-то один вариант развития событий из огромного количества вероятностей. А эта идея словно подписывает нас под тем, чтобы контролировать все возможный варианты. Ну что ж, обсессивно-компульсивное расстройство - бич нашего времени, и, возможно, не без влияния такой философии. Про это давно я давно собираюсь написать, черновик уже полгода висит - боюсь что-то упустить)
Кстати, не могу тут не напомнить про наш "Тренинг неотложности: навыки управления прокрастинацией", который пройдет 19-20 мая. Там мы будем, кроме прочего, анализировать, под влиянием каких идей, какого личного опыта, какой обученности может возникать прокрастинация у каждого из участников. И будем тренироваться, как снижать влиятельность всего этого.
upd. tamara_k добавила идею-демотиватор: "талантливый человек талантлив во всем". Это очень сильная идея, которая обязывает человека требовать талантливости от каждого своего шага, от элементарных полуавтоматических действий. Может до полного ступора, конечно, довести. Добавляйте еще - интересно получается)
|
</> |