Пожалуй, самая страшная ошибка школьного образования

Защитники наших школ часто говорят - да, пусть валентное
строение икосаэдрических брамбуляторов вам никогда не понадобится в
жизни. Пусть это даже скучно и демотивирует детей к обучению. Но
надо заставлять! Ведь зато ребенок с детства тренирует мозг и
предмет, на котором он это делает - вообще неважен. Главное с
детства хоть что-то изучать, пусть даже насильно, это развивает
интеллект, а потом уже нужные, действительно полезные вещи легче
будут заходить. Ну в конце концов - надо в любом случае
дать детям широкое представление об окружающем мире и научных
знаниях, а там уже с возрастом дети определятся и выберут то, что
им интересно. Звучит вроде на первый взгляд логично - для
типичной жертвы вот такого школьного насилия.
Но жизнь и мозг так не работают.
Поэтому по факту мы имеем население, которое стоит неделю в
очереди, чтоб облобызать внезапно распиаренный пояс Богородицы,
надеясь что это решит их проблемы (причем до хайпа ровно такие же
куски пояса висели никому не нужные в куче мест).
Мы имеем академиков и профессоров МГУ, которые доказывают что
Дмитрий Донской и хан Мамай - один и тот же человек, а Куликовская
битва произошла под стенами Кремля.
А их поклонники зачастую уверены что цивилизации до 17 века не
существовало.
Есть целая гигантская секта, которая всерьез доказывает, что Земля
плоская.
Каждый второй - конспиролог. И прочая, и прочая,
и прочая.
Есть огромное число примеров и доказательств, что большинство
людей в итоге выходят из школ с покалеченным интеллектом, с
дефективным мышлением.
Они мало того, что не усвавивают школьную программу, так еще и не
умеют пользоваться даже теми крохами, что чудом усвоили. Школа в
массе детей не учит, а калечит интеллектуально. Кстати, а многих и
физически - портит им зрение, осанку и ЖКТ.
Это происходит по той причине, что школьное образование создано и
поддерживается такими же полоумными калеками, которые не в
состоянии осознать всю степень нелепости происходящего. Система
самовоспроизводится таким образом в бесконечном цикле.
Все эти люди, и учителя и их жертвы, не осознают что одно из
самых главных интеллектуальных умений в жизни - это навык
критического отношения к поступающей информации.
Школа не то что этому не учит, а ровно наоборот отучает от
него.
Нас с самых ранних лет приучают воспринимать слова учителя и
тексты учебников как истину в последней инстанции. И тупо просто
запоминать это, причем ненадолго.
На этом принципе построены все методики - тебе дают некий текст,
факты, схемы, что угодно - и ты их заучиваешь и все. Потом
демонстрируешь на экзамене. Все!
Тебе не ответят или не позволят задать самый первый и самый главный
вопрос, с которого начинается критическое, системное мышление,
системный подход - а зачем мне это знать и учить?
Чтобы что? Какова цель, собсно? Такими вопросами можно себе
испортить просто отношение учителя, все оценки и карьеру и всю
жизнь. Так нас с детства лишают способности системно мыслить.
После чего судорожно запихивают в голову кучу-малу обрывочных бессвязных знаний и навыков, почти без какого-либо обоснования и систематизации.
Да, я прекрасно знаю, что есть обратные примеры, есть учителя с
которыми можно спорить на уроке и обсуждать косяки в учебниках, и
которые с жаром тебе в любой момент растолкуют как полезен их
предмет вообще и данная тема в частности. У нас такой был физик. Но
таких.. хорошо если 1%. Я уже представляю, как в комменты
набегают школьные калеки, пытающиеся единичными примерами
опровергнуть общую закономерность, хехехе.
Справедливости ради были конечно светлые пятна даже в предметах,
которые хоть как-то пытались изначально донести смысл
изучения их предмета. Например в учебнике истории на первой
странице писали что-то такое - "нельзя понять настоящее и
спрогнозировать будущее, не зная прошлого". Но вот эта робкая
попытка системного подхода на этом резко прерывалась.
А дальше нате вам - с..ка изучайте быт древних ебиптян и
шумеров. А зачем? почему? Какого собсно ляда? А почему не индусов и
китайцев? Знаю теперь уже почему и зачем - не надо мне тут
набегать. Но в школе нам тогда даже не подумали это объяснить. И
вот было так все и везде.
Ни один предмет или учебник не заточен специально на объяснение
связей между фактами, и всегда только на сами факты в огромных
количествах - названия, даты, имена, формулы.
Причем даже там где это очень легко связать! Например ничего не стоит связать знания из химии с биологией, бытовыми средствами и кулинарией. Химия используется в быту на каждом шагу! Но учебник химии хорошо если на 1% был этому посвящен. Ни один предмет не заточен на привязку к насущным потребностям и интересам школьников, хотя очень часто это было легко привязать Если бы авторы учебников хоть немного системно мыслили.
Таким образом, школа не пыталась создать в голове
школьника систему знаний, научить и приучить к системному
подходу. Школа изо всех сил пыталась напихать в тебя как
можно больше всякого бессмысленного околонаучного бреда в ущерб
пониманию и критическому анализу фактов. Ну ок, многим зато
натренировали кратоковременную память. Я например мог прочитать
тему в любом учебнике за минуту и тут же пойти пересказать у
доски.
Но я бы например предпочел научиться понимать почему и как все
работает/устроено, как все взаимосвязано, научиться отбраковывать
фуфло и находить верные решения, творить, придумывать что-то новое
и "продавать" это.
Вот так я теперь уже все это отчетливо вижу, с высоты прожитых лет.
Поэтому не устану повторять - "текущее устройство образования это
зло!"
И не устану искать в себе остатки этого зла и вытравлять их. Лучше
поздно, чем никогда!
|
</> |