Похороны порядка
vlkamov — 20.11.2024 На "Культуре" заменили "Беспокойное хозяйство" фильмом "Остановился поезд".Миндадзе+Абдрашитов, 1982 год - расцвет застоя. Смотрел в своё время, кажется даже в кинотеатре, но сейчас особенно бросались в глаза признаки времени. То ли создатели подсознательно отобразили окружающее, то ли сознательно не опускаясь до пошлостей "Покаяния" показали в полированном щите отражение Горгоны.
Производственная драма. Со станции укатились груженые платформы навстречу пассажирскому поезду. Несмотря на экстренное торможение машинист погиб. Следователь (Олег Борисов) расследует. Раскрывается привычный способ действий - на авось. "Одну винтку недовинтил, одну крутку не докрутил" - конфликт показанный на первом плане. На втором плане общественность давит на следователя, чтобы не копался и не
Торжественные похороны, митинг, речи, пресса. А этот вскрывает, что и сцепщик налажал, и машинист, и мастер и начальник депо. И у всех отмазки, хотя и косвенные, зато вина прямая.
Для кино- и партначальства это как бы критика отдельных недостатков, фильм спокойно прошёл утверждение. Тогда много снималось про аварии - только по памяти насчитал 8..9 штук.
Так что большого резонанса не было, просто не ново, кругом так и было. Вот от премии отказаться - это событие.
Но есть и третий уровень, и четвёртый.
Про следователя сейчас бы сказали "сталинист". Вот прямо прёт из него незабвенный Лазарь-Моисеич: "У каждой аварии есть фамилия, имя и отчество". По ходу даже мечтает всех посадить.
Антагонист - журналист (Анатолий Солоницын), либераст образца пока 1982го.
Они даже обликом противопоставлены. Следователь невысок, тощеват, но выправка и шаг строевой. Скромно одет.
Журналист в дефицитной кожаной куртке, сутулится, движения расхлябаные. Любит выпить и закусить.
По сюжету разругались, журналист ставит в вину следователю желание "использовать сильные средства". Причём по ходу есть намеки на 1937й и стрельбу из нагана. В свою очередь следователь парирует, что и пресса в 37м не меньше замазалась, а сейчас распространяет благорастворение в воздусях, отчего люди расслаблены.
По теореме Вейерштрасса между этими крайними точками находится оптимум, но вот оптимума как раз и не нашлось. Донкихотствующий сталинист остаётся один против всех. Хотя отмечает: "Куда бы вы побежали, если б нас не было ?".
Ни народу, ни начальству, ни "прослойке" писаный порядок не нужен.
Разгильдяи прокламируют, что если бы все инструкции соблюдались, вся жизнь бы остановилась.
А из-за несоблюдения - всего лишь остановился поезд, остановилась жизнь одного. "Паааадумаешь !"
И примеров пользы от соблюдения инструкций в фильме нет. Кстати, вопрос с пресловутой вагонеткой "борцы за свободу" для внутреннего употребления решили радикально, даже не оптимально.
В финале - похороны, очень символично. Туда люди идут за гробом ровной колонной, а с кладбища - разрозненно, группками и поодиночке, выходят из леса. И музыка такая космическая - улетел и не обещал вернуться.
"Так и вышло".
Детали.
Лес вроде тот же самый, что в "Параде планет".
Интересный актёр в двух эпизодах - Иосиф Рыклин. Доктор в жел.дор.больнице.
Тяжело больной Борисов говорит умирающему Солоницыну: "Вон ты цветущий, здоровый". По сюжету положено.
Одна из причин аварии - неисправный скоростемер, который вместо реальных 70 показывал 50.
Как будто некоторая натяжка, ведь по стуку на стыках опытный железнодорожник должен чувствовать скорость до процентов.
А бывает !
Только промелькнула история авиакатастрофы. Чтобы набрать необходимую скорость КВС ввёл судно в пике. Второй пилот орёт "Выходи, выходи !", мол, скорость на приборах некорректная, а высота критическая. Потом выяснилось - датчик действительно обледенел. Психологи же объяснили, что бывает такой заскок: поле восприятия сужается, человек видит только что-то одно и не может оценить общую обстановку. "Не замечает препятствий". КВС залип на наборе скорости до конца.
Может и в основу сюжета положена аналогичная реальная ситуация.
Фильм вышел на экраны ко Дню железнодорожника.
|
</> |