Погружение во тьму

Но речь пойдет не об этом. Тут другое. В Томской области, в городе Стрежевом на днях электроподстанция не выдержала накала национально-освободительной борьбы и приказала долго жить. Весь город оказался обесточен, включая насосы, обеспечивающие водоснабжение. Энергетики сумели кое-как починить через сутки, используя подручные материалы, однако подачей горячей воды в дома пришлось пока пожертвовать.
Казалось бы, незначительный эпизод. Вон, в Донецке вообще никакой воды нет и не будет. Где-то нефтеперерабатывающие заводы горят, пороховые цеха взлетают на воздух и прочее. Что такое на этом красочном фоне мелкая неприятность в Стрежевом? Однако, это симптом и очень тревожный симптом.
Некоторые считают, что Россию в близком будущем ожидает бюджетный коллапс. Может быть это и не так. Но определенно можно полагать, что серьезных государственных инвестиций в ближайшие годы ждать не стоит. Хватило бы денег на зарплаты бюджетникам. Мосты, дороги новые, даже те, которых ждали десятилетиями, обо всем этом можно забыть. Нюанс ситуации в том, что в этот сложный период страна входит с накопленным за предыдущие десятилетия "стабильности" грузом проблем. Заканчивается не только нефть, но и нещадно эксплуатировавшиеся ресурсы "совка", например, электроэнергетическая инфраструктура, которая буквально горит и плавится от перегрузок. Большая часть электросетей строилась в 70-е-80-е годы прошлого века и их износ достиг критического уровня. И так по всей стране.
В Томской области хотя бы потребление электричества особенно не росло. А на Юге России, например, туда же все едут, потребление выросло значительно, а энергетическая инфраструктура осталась старая. В итоге отключения происходят уже регулярно, особенно летом. Народ запасается генераторами и солнечными панелями.
В Краснодарском крае, традиционно лидирующем регионе по строительству, дефицит электроэнергии и износ электросетей достигли такого уровня, что строить новое жилье стало уже невозможно. 30 июля, когда был установлен новый рекорд потребления электроэнергии на Кубани, губернатор Кондратьев объявил о необходимости ввести ограничение на строительство жилья в Краснодаре. Ранее такой мораторий был уже введен в Новороссийске, правда из-за воды.
В Ростовской области из-за постоянных отключений света и воды власти решили пересмотреть бюджет на 2026-2028 гг и направить больше средств на латание коммунальной инфраструктуры.
В сибирских регионах вроде Забайкалья, Бурятии и прочих другая напасть. Там столбы линий электропередач деревянные, установленные еще при дедах и прадедах. Конечно дерево столько не служит. Надо менять, но денег в бюджетах нет.
Вчера, 16 августа Дальний Восток погрузился во тьму. Без света остались Артем, Находка и другие города, а также и часть потребителей Владивостока. В Хабаровске тоже отключения. СМИ, ссылаясь на энергетиков, пишут, что причиной частых отключений является обветшавшая инфраструктура.
Зам. председателя Комитета СФ по экономике Юрий Федоров в октябре прошлого года поведал, что коэффициент износа электросетевого хозяйства в целом по стране достиг 72% и эта цифра постоянно растет. В всего в России, по словам Федорова, на минуточку, 600 тысяч трансформаторов и 2 млн километров электросетей.
Нам, обывателям, кажется: ну вот трансформатор и провода, работать могут вечно, что может случиться? А вот может. Любая техническая система, какой бы надежной она ни была, со временем ветшает и перестает выполнять свои функции. Чтобы поддерживать ее работоспособность, необходим живой человеческий труд.
Сейчас модно говорить, что скоро будут роботы все делать. Но допустим даже мы наделаем интеллектуальных роботов, которые смогли бы обслуживать то же электросетевое хозяйство. Но в таком случае сколько еще трансформаторов и проводов понадобится, чтобы обеспечивать энергией этих роботов? Хватит ли роботов для того, чтобы поддерживать работоспособность электросетей, обеспечивающих энергией роботов? Это сложный вопрос. Пока на него ответа нет и не будет в обозримой перспективе.
Зато доподлинно известно другое. Существующая инфраструктура обветшала, ветшает дальше ускоренными темпами и денег не то что на роботов, но и даже на обычных рабочих, которые могли бы остановить этот износ, нет и не будет.
|
</> |