Поездом через Казахстан

В конце сентября 2023 я проехала через Казахстан поездом – не северным краешком, как раньше ходил «Москва-Защита-Лениногорск», а в глубину, от Усть-Каменогорска до Алма-Аты, и от Алма-Аты до Петропавловска. Две отдельные дороги, огибающие озеро Балхаш. Мне было интересно смотреть в окно и сравнивать, как было и как стало, ибо не проезжала тут с 1989 года.

На юг
22-23 сентября. И хотя вагон был плацкартным, плотно населённым пассажирами со всех сторон, я всё-таки приникала к окнам и кое-что снимала, благо, что полка была нижняя. Есть в степи что-то завораживающее, даже осенью. Всё давно отцвело, но ароматы сохранились.

В восемнадцатом году ехала тут автобусом до Андреевки и в Лепсинск, но через другие посёлки, к тому же ночью. Помню, что в тот раз на рассвете видела чёрную воду и белую землю: то были окрестности озера Сасыкколь.

А железная дорога идёт через Актогай – это тоже местами белая земля, солончаки. Озеро Алаколь – с минеральной водой, Балхаш в восточной части солёный, в западной – пресный.



Проехала через станцию с похожим названием – Лепсы.

Она стоит на той же реке, что и Лепсинск, где я побывала в 2018,
но Лепсы в низовьях, уже почти на Балхаше. Места рыбные, и на
больших стоянках на перроны выносят копчёную рыбу, открываются
рыбные ларьки. Копчёная рыба была и в 89, пассажиры выходили,
приценивались и покупали.
Дальше мы ехали по территории Семиречья, родины моих предков. Я в
четвёртом поколении – казахстанка, и эти места мне так же близки и
милы, как Большой Нарым и Усть-Каменогорск. За окнами, однако,
стемнело, и снимать стало нечего.
Ночью поезд прибыл на конечную станцию: в город Алма-Ату, где меня
встретили племянница с мужем.
**
Алма-атинские экскурсии опишу в следующий раз, а сейчас продолжу путевые заметки о железной дороге, в этот раз от Алма-Аты до границы с Россией.
На север
25-27 сентября. Опять путь пролегал по обширным степям, и снова на рассвете было видно озеро, наконец, Балхаш, значит, на ближайшей станции будет много рыбы.

Долго стояли в Сарышагане. Рыба всегда была, и при советских партийных деятелях! Кстати, все станционные постройки и вокзалы КТЖ тоже строились ещё в Советском Союзе.


После Балхаша наш поезд въехал обратно на территорию Сарыарки, земли найманов. Путь совершенно ровный, пейзажи однообразные, но я привычна к ним, такие пейзажи не мешают размышлять о чём-нибудь. Иногда выхожу из размышлений при виде станций или горного рельефа.



У меня получился пятнадцатиминутный ролик о казахской железной дороге и ландшафтах Казахстана. Чтобы смотрелось лучше, я озвучила его казахской классикой: в первой части дороги прозвучат три музыкальных пьесы Курмангазы: кюй «Көңіл Ашар» - в переводе на русский «радуйся». «Сарыарка» - золотая степь. «Алатау» - горные хребты на юге Семиречья.
На картине Курмангазы изображён на фоне ... Большенарымского Койтаса?! Точно, камни те же, по которым я ходила 16 сентября.

Музыку я слышала с детства, у нас по радио ежедневно звучали именно эти три кюя, и я могу определить их по первым нотам. Никто лучше Курмангазы не передал атмосферу степи и эмоции от восприятия просторов, ароматов, небес и кочевий. Записи Государственного оркестра народных инструментов имени Курмангазы. Оркестр создан в советские времена, и несомненно, при поддержке советских партийных деятелей.

Кстати, великий композитор, проехав весь Казахстан, поселился в Астраханской губернии, где и похоронен, там ему построили мавзолей. В Астрахани проходят конкурсы, фестивали, эстафеты домбристов, прямо на площади перед мавзолеем.
Вторая часть моего видео озвучена песней «Родная земля»
советского ансамбля «Дос-Мукасан».
**
Наутро 27 сентября за окном вагона был уже русский посёлок Лебяжье Курганской области, с храмом Иконы Божией Матери Умягчение злых сердец.

Степь кончилась…
|
</> |