Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть XLI. Кирилло-Белозерский

топ 100 блогов architectstyle19.09.2023

Успенский собор. Много о старом иконостасе и немного о новом.

Итак, товарищи, продолжаем продолжать. Культура, как и отдых, безжалостна и беспощадна — в Успенском соборе ещё и иконостас есть. Итак, поехали!

Большая часть текста и фотографий почёрпнута тут и тут. Моё огромное спасибо авторам.

Иконостас Успенского собора был написан в год окончания строительства — в 1497 году и, на удивление, сохранился почти весь, только в разных местах.

Иконостас издали.
Иконостас издали.
Иконостас крупным планом.
Иконостас крупным планом.
Ещё.
Ещё.

Всего было написано 60 икон – 24 “праздника”, 21 икона деисусного чина, 9 икон пророческого и 6 икон местного рядов. Из них утрачены всего 2(одну из пророческого ряда и одно изображение столпника Алимпия).

Другое дело, что он утратил целостность комплектации, поскольку отдельные его иконы до революции периодически заменялись новыми, с перемещением прежних, древних, в монастырские хранилища, откуда их благополучно извлекали, уже в советское время, учёные-искусствоведы, по своему усмотрению распределявшие драгоценные находки по четырём отечественным музеям.
Предки наши особого пиетета к историко-художественному наследию не испытывали. Потемневшие старые изображения в лучшем случае просто вынимали из рам и киотов и уносили с глаз долой на склад,
а на их опустевшее место ставился другой образ, пахнущий свежей краской, яркий, радующий глаз и душу как очередного настоятеля, так и любого благочестивого русского человека. В худшем же случае старые иконы записывалсь, подчас по нескольку раз за свою долгую жизнь – в таком виде возвращаясь в иконостасы и на стены храмов.

Прежде чем идти дальше, я приведу схему по которой формируется высокий иконостас православного храма — так будет понятнее, чем объяснять что такое, к примеру «Деисусный ряд».

Схема иконостаса.
Схема иконостаса.

Кроме того, что подписано на схеме, надо добавить, что посреди иконостаса находятся Царские врата, а по бокам — двое Диаконских врат. Через Царские врата в алтарь могут заходить только священники, а диаконы и служки, соответственно, в Диаконские.

Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря этой схеме соответствует не совсем — у него Праздничный ряд находится под Деисусным, но, так же, как и любой иконостас, он символизирует границу между миром тварным и миром божественным — горним, находящимся в алтаре. Так что иконостас это и граница между мирами и окно в сверхъестественный мир.

Ну а теперь давайте вернёмся от общей теории к конкретному иконостасу.

В Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря процесс обновления иконописного собрания происходил с XVII века. Был на 100% заменён пророческий ряд – вместо древних полуфигур теперь здесь оказались изображения в полный рост. Его я описывать не стану — в конце поста есть ссылка на разбор современного иконостаса. Помимо того, из деисусного ряда было удалено 6 икон, из праздничного – 8. Старые образа отправились в рухлядную, до лучших времён.

Атрибуция икон Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря в полной мере была осуществлена лишь в послевоенное время. В дореволюционных источниках встречаются ошибочные сведения о принадлежности некоторых из них кисти Андрея Рублёва, но это не так.
В ходе новейших исследований было установлено, что упомянутая икона “Успения” была написана одновременно с остальными иконами собора – в 1497 году, к тому времени Андрея Рублева уже не было в живых (в 1430 г. похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре).

Кстати, истинных имён иконописцев, как и страну их происхождения, установить до сих пор не удалось. Ни подписей, ни каких-либо архивных документов, позволяющих решить сию загадку, не сохранилось.

А теперь давайте смотреть собственно иконы. Тут я, с вашего позволения, схалтурю. Дело в том, что сейчас в Деисусном и Праздничном рядах иконостаса находятся, в основном, списки (копии) тех самых древних икон, а оригиналы распределены между Оружейной Палатой, Государственным Историческим музеем, Русским музеем и Эрмитажем. И вот не так давно, все иконы удалось собрать на одной выставке в Москве. Её каталог я и ограбил.

Итак, начнём с Деисусного ряда. Иконы выкладываются по порядку — слева направо.

Слева направо: Симеон Столпник Старший, мученик Евстратий, Дмитрий Солунский.
Слева направо: Симеон Столпник Старший, мученик Евстратий, Дмитрий Солунский.
Слева направо: Леонтий Ростовский, Григорий Богослов, Василий Великий.
Слева направо: Леонтий Ростовский, Григорий Богослов, Василий Великий.
Слева направо: Иоанн Богослов, Апостол Пётр, Архангел Михаил. Богоматерь.
Слева направо: Иоанн Богослов, Апостол Пётр, Архангел Михаил. Богоматерь.
Спас в Силах.
Спас в Силах.
Слева направо: Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил, Апостол Павел, Апостол Андрей.
Слева направо: Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил, Апостол Павел, Апостол Андрей.
Слева направо: Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец, митрополит Пётр.
Слева направо: Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец, митрополит Пётр.
Слева направо: святой Георгий, мученик Артемий, Симеон Столпник Младший.Слева направо: святой Георгий, мученик Артемий, Симеон Столпник Младший.
Слева направо: святой Георгий, мученик Артемий, Симеон Столпник Младший.Слева направо: святой Георгий, мученик Артемий, Симеон Столпник Младший.

Ну вот, с Деисусным рядом закончили, немного посмотрели на иконы, начали улавливать смутные ещё закономерности. Самое время предоставить слово умным людям: «Особенности икон Кирилловского комплекса говорят о том, что их создатели ориентировались на иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре. Над созданием этого масштабного проекта трудилась приглашенная в монастырь артель, в составе которой было три ведущих иконописца, связанных с разными художественными традициями: московской, новгородской и, предположительно, ростовской.

Наиболее ярко манера каждого из трёх мастеров проявилась в написании праздничных икон. В иконах «Рождество Богоматери», «Введения Богоматери во храм», «Сретение» ярко ощущаются черты дионисиевского направления — одного из ведущих в московском искусстве конца XV — начала XVI века. Особенность почерка этого мастера — яркие контрастные цвета, прежде всего, киноварь — красный минеральный пигмент — и азурит — пигмент синего цвета, который ценился в те времена на вес золота. Во многих храмах, посвященных Богородице, росписи наполнены небесной синевой. Синий и голубой цвета символизируют бесконечность неба, иной, вечный мир и считаются цветами Богородицы, соединившей в себе и земное и небесное. В создании икон Кирилловского иконостаса художник использовал чистый азурит, без примеси других пигментов, а также добавлял в краску толчёное стекло, которое отражает свет, и увеличивает яркость синего цвета.

Иконы «Крещение», «Благовещение», «Преображение», «Успение Богоматери» написаны другим художником, в чьих произведениях соединились черты московской и новгородской традиций. Для них характерны более строгие формы, правильные пропорции фигур, тщательная проработка складок одежды. Другая особенность письма этого мастера — особая цветовая гамма: практически во все красочные смеси добавлены белила.

Пример работы третьего мастера Кирилловского иконостаса — икона «Уверение Фомы». Стиль этого иконописца отличают простые архаичные формы, яркие, но гармоничные цвета. Письмо ликов исполнено плотной золотистой охрой, что заметно отличает их от холодных, сильно высветленных ликов на иконах, принадлежащих второму мастеру».

Источник цитаты.

А вот имена иконописцев, увы, неизвестны — они не подписались, а в монастырских документах подробно описано сколько и за что заплачено, но не указано кому. Сказано — артели богомазов и точка.

А теперь перейдём к Праздничному ряду. Изобразительное искусство на то и изобразительное, чтобы его смотреть. Обратите внимание на манеру письма и колористику — явно работали три разных мастера.

Слева направо: Рождество Богоматери и Введение Богоматери во храм.
Слева направо: Рождество Богоматери и Введение Богоматери во храм.
Слева направо: Благовещение и Рождество Христово.
Слева направо: Благовещение и Рождество Христово.
Слева направо: Сретение и Преполовение (отрок Иисус в храме).
Слева направо: Сретение и Преполовение (отрок Иисус в храме).
Слева направо: Крещение Господне и Преображение Господне.
Слева направо: Крещение Господне и Преображение Господне.
Слева направо: Воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим.
Слева направо: Воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим.
Слева направо: Омовение ног и Тайная Вечеря.
Слева направо: Омовение ног и Тайная Вечеря.
Слева направо: Приведение к Пилату и Шествие на Голгофу (Ведение ко Кресту).
Слева направо: Приведение к Пилату и Шествие на Голгофу (Ведение ко Кресту).
Слева направо: Утверждение Креста и Распятие.
Слева направо: Утверждение Креста и Распятие.
Слева направо: Снятие со Креста и Положение во гроб.
Слева направо: Снятие со Креста и Положение во гроб.
Слева направо: Жёны-мироносицы у Гроба Господня и Сошествие во ад.
Слева направо: Жёны-мироносицы у Гроба Господня и Сошествие во ад.
Слева направо: Уверение Фомы и Вознесение Господне.
Слева направо: Уверение Фомы и Вознесение Господне.
Слева направо: Сошествие Святого Духа на Апостолов и Успение Богородицы.
Слева направо: Сошествие Святого Духа на Апостолов и Успение Богородицы.

Вот и праздничный ряд завершён. Жаль, конечно, что сейчас в иконостасе только копии, но, поверьте, и копии оставляют сильнейшее впечатление. И хорошо бы, чтобы все иконы иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря собрали в одном музее. Это было бы правильно, как мне кажется.

Ну а у нас на очереди Праотеческий или Пророческий ряд иконостаса. Познакомимся теперь с ветхозаветными пророками. Такими, какими они были написаны в 1497 году. Сейчас-то в Праотеческом ряду даже не копии — просто относительно современные ростовые иконы. Века XIX на глаз. А, может, и современные списки с них — данных я не нашёл.

Появление пророческих чинов в иконостасах древнерусских храмов относится к началу XV века. Основное смысловое значение икон этого яруса заключалось в выражении догмата о Воплощении Христа, изложенного в предсказаниях пророков Ветхого Завета. Тем самым иконы пророческих чинов, размещавшиеся в иконостасах над иконами праздников, зримо представляли связь Ветхого и Нового Заветов. В центре пророческого ряда помещалось изображение царя Давида, который был прообразом и прямым предком Христа, или Богоматери Знамение, наиболее полно представлявшие идею Воплощения Христа.

Состав пророческого чина не был строго регламентирован. Порядок расположения фигур в чине также не был строго закреплен. Первоначально изображения пророков были поясными, с XVI века появляются полнофигурные. Пророков изображали со свитками, содержащими тексты их пророчеств, реже — с иными атрибутами, призванными раскрыть основной смысл их предсказаний.

В историческом иконостасе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря представлен один из ранних и полно сохранившихся пророческих чинов XV столетия. Согласно описям собора XVII–XVIII веков, в его состав входили 9 икон с 26 поясными изображениями пророков; в настоящее время сохранились 8 из них. Средник всего чина составляла икона «Пророки Даниил, Давид и Соломон», в центре которой помещена фигура царя Давида.

Слева направо: Пророки Аввакум, Иеремия, Иона.
Слева направо: Пророки Аввакум, Иеремия, Иона.
Справа налево: Пророки Нафан, Аггей, Самуил.
Справа налево: Пророки Нафан, Аггей, Самуил.
Слева направо: Пророки Михей, Илия, Гедеон.
Слева направо: Пророки Михей, Илия, Гедеон.
Слева направо: Пророки Даниил, Давид и Соломон.
Слева направо: Пророки Даниил, Давид и Соломон.
Слева направо: Пророки Иезекииль, Исаия, Иаков.
Слева направо: Пророки Иезекииль, Исаия, Иаков.
Слева направо: Пророки Осия, Амос, Софония.
Слева направо: Пророки Осия, Амос, Софония.
Слева направо: Пророки Елисей, Захария, Иоиль.
Слева направо: Пророки Елисей, Захария, Иоиль.
Пророки Малахия и Наум.
Пророки Малахия и Наум.

Ну и самый нижний — Местный ряд. Он самый непостоянный по составу. Здесь размещены подаренные государями образы с богатыми окладами. Помимо икон, здесь находятся Царские врата, двери в дьяконник и в жертвенник. После реконструкции иконостаса местный ряд насчитывает восемь образов. Слева направо: «О тебе радуется», диаконские врата «Святой архидиакон Стефан», «Похвала Богоматери с Акафистом», « «Богоматерь Одигитрия» ещё одна «Богоматерь Одигитрия», Царские врата, образ Спасителя «Спас Смоленский», за ним — храмовый образ «Успение Богоматери» («Облачный извод») конца XV века и икона Божьей Матери «Неопалимая купина», «Преподобный Кирилл в житии», диаконские врата «Святой Архидьякон Филипп».

О Тебе радуется
О Тебе радуется
Святой архидиакон Стефан.
Святой архидиакон Стефан.
Похвала Богоматери с Акафистом
Похвала Богоматери с Акафистом
Богоматерь Одигитрия.
Богоматерь Одигитрия.
Ещё одна Богоматерь Одигитрия.
Ещё одна Богоматерь Одигитрия.
Царские врата.
Царские врата.
Икона Спас Смоленский в окладе.
Икона Спас Смоленский в окладе.
Успение Богородицы (Облачный извод).
Успение Богородицы (Облачный извод).
Богоматерь Неопалимая Купина в окладе.
Богоматерь Неопалимая Купина в окладе.
Святой Кирилл в житии.
Святой Кирилл в житии.
Святой архидиакон Филипп.
Святой архидиакон Филипп.

И на этом с Местным рядом иконостаса покончено.

А так выглядит современный иконостас целиком, без мешающихся столпов.

Современный иконостас целиком.
Современный иконостас целиком.

А подробно почитать про него можно тут. Уж извините, мне был больше интересен исконный, и я рассказал о нем как сумел, а современного коснулся постольку-поскольку.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все президенты США тщательным образом обходили тему предполагаемого крушения НЛО в штате Нью-Мексико в 1947, заявляя об обыденности случившегося, списывая на аэростат для высотных исследований в рамках изучения погоды. ...
Музей этнографии и археологии Оксфордского университета передал двум кенийским семьям из племени масаев 98 коров в качестве примирительного жеста за украденные в колониальный период культурные ценности, сообщает ТАСС. В качестве знака примирения за то, что предметы выставлялись в ...
Сегодня по наводке какой-то прелестной девушки, писавшей тут несколько дней ...
...
Сидим с Любой, значит, сегодня, пьем всякие гламурные коктейли с названиями типа "В объятиях соблазна", знаете, вот эти из разряда цвета антифриза. За соседним столом сидит такая же компания припакованных девиц, всяко дорого сидят, но с дитями. ...