Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть XLI. Кирилло-Белозерский
architectstyle — 19.09.2023Успенский собор. Много о старом иконостасе и немного о новом.
Итак, товарищи, продолжаем продолжать. Культура, как и отдых, безжалостна и беспощадна — в Успенском соборе ещё и иконостас есть. Итак, поехали!
Большая часть текста и фотографий почёрпнута тут и тут. Моё огромное спасибо авторам.
Иконостас Успенского собора был написан в год окончания строительства — в 1497 году и, на удивление, сохранился почти весь, только в разных местах.
Всего было написано 60 икон – 24 “праздника”, 21 икона деисусного чина, 9 икон пророческого и 6 икон местного рядов. Из них утрачены всего 2(одну из пророческого ряда и одно изображение столпника Алимпия).
Другое дело, что он утратил целостность комплектации, поскольку
отдельные его иконы до революции периодически заменялись новыми, с
перемещением прежних, древних, в монастырские хранилища, откуда их
благополучно извлекали, уже в советское время,
учёные-искусствоведы, по своему усмотрению распределявшие
драгоценные находки по четырём отечественным музеям.
Предки наши особого пиетета к историко-художественному наследию не
испытывали. Потемневшие старые изображения в лучшем случае просто
вынимали из рам и киотов и уносили с глаз долой на склад,
а на их опустевшее место ставился другой образ, пахнущий свежей
краской, яркий, радующий глаз и душу как очередного настоятеля, так
и любого благочестивого русского человека. В худшем же случае
старые иконы записывалсь, подчас по нескольку раз за свою долгую
жизнь – в таком виде возвращаясь в иконостасы и на стены
храмов.
Прежде чем идти дальше, я приведу схему по которой формируется высокий иконостас православного храма — так будет понятнее, чем объяснять что такое, к примеру «Деисусный ряд».
Кроме того, что подписано на схеме, надо добавить, что посреди иконостаса находятся Царские врата, а по бокам — двое Диаконских врат. Через Царские врата в алтарь могут заходить только священники, а диаконы и служки, соответственно, в Диаконские.
Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря этой схеме соответствует не совсем — у него Праздничный ряд находится под Деисусным, но, так же, как и любой иконостас, он символизирует границу между миром тварным и миром божественным — горним, находящимся в алтаре. Так что иконостас это и граница между мирами и окно в сверхъестественный мир.
Ну а теперь давайте вернёмся от общей теории к конкретному иконостасу.
В Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря процесс обновления иконописного собрания происходил с XVII века. Был на 100% заменён пророческий ряд – вместо древних полуфигур теперь здесь оказались изображения в полный рост. Его я описывать не стану — в конце поста есть ссылка на разбор современного иконостаса. Помимо того, из деисусного ряда было удалено 6 икон, из праздничного – 8. Старые образа отправились в рухлядную, до лучших времён.
Атрибуция икон Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
в полной мере была осуществлена лишь в послевоенное время. В
дореволюционных источниках встречаются ошибочные сведения о
принадлежности некоторых из них кисти Андрея Рублёва, но это не
так.
В ходе новейших исследований было установлено, что упомянутая икона
“Успения” была написана одновременно с остальными иконами собора –
в 1497 году, к тому времени Андрея Рублева уже не было в живых (в
1430 г. похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре).
Кстати, истинных имён иконописцев, как и страну их происхождения, установить до сих пор не удалось. Ни подписей, ни каких-либо архивных документов, позволяющих решить сию загадку, не сохранилось.
А теперь давайте смотреть собственно иконы. Тут я, с вашего позволения, схалтурю. Дело в том, что сейчас в Деисусном и Праздничном рядах иконостаса находятся, в основном, списки (копии) тех самых древних икон, а оригиналы распределены между Оружейной Палатой, Государственным Историческим музеем, Русским музеем и Эрмитажем. И вот не так давно, все иконы удалось собрать на одной выставке в Москве. Её каталог я и ограбил.
Итак, начнём с Деисусного ряда. Иконы выкладываются по порядку — слева направо.
Ну вот, с Деисусным рядом закончили, немного посмотрели на
иконы, начали улавливать смутные ещё закономерности. Самое время
предоставить слово умным людям: «Особенности икон Кирилловского
комплекса говорят о том, что их создатели ориентировались на
иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора в
Троице-Сергиевой Лавре. Над созданием этого масштабного проекта
трудилась приглашенная в монастырь артель, в составе которой было
три ведущих иконописца, связанных с разными художественными
традициями: московской, новгородской и, предположительно,
ростовской.
Наиболее ярко манера каждого из трёх мастеров проявилась в
написании праздничных икон. В иконах «Рождество Богоматери»,
«Введения Богоматери во храм», «Сретение» ярко ощущаются черты
дионисиевского направления — одного из ведущих в московском
искусстве конца XV — начала XVI века. Особенность почерка этого
мастера — яркие контрастные цвета, прежде всего, киноварь — красный
минеральный пигмент — и азурит — пигмент синего цвета, который
ценился в те времена на вес золота. Во многих храмах, посвященных
Богородице, росписи наполнены небесной синевой. Синий и голубой
цвета символизируют бесконечность неба, иной, вечный мир и
считаются цветами Богородицы, соединившей в себе и земное и
небесное. В создании икон Кирилловского иконостаса художник
использовал чистый азурит, без примеси других пигментов, а также
добавлял в краску толчёное стекло, которое отражает свет, и
увеличивает яркость синего цвета.
Иконы «Крещение», «Благовещение», «Преображение», «Успение
Богоматери» написаны другим художником, в чьих произведениях
соединились черты московской и новгородской традиций. Для них
характерны более строгие формы, правильные пропорции фигур,
тщательная проработка складок одежды. Другая особенность письма
этого мастера — особая цветовая гамма: практически во все красочные
смеси добавлены белила.
Пример работы третьего мастера Кирилловского иконостаса — икона
«Уверение Фомы». Стиль этого иконописца отличают простые архаичные
формы, яркие, но гармоничные цвета. Письмо ликов исполнено плотной
золотистой охрой, что заметно отличает их от холодных, сильно
высветленных ликов на иконах, принадлежащих второму
мастеру».
А вот имена иконописцев, увы, неизвестны — они не подписались, а в монастырских документах подробно описано сколько и за что заплачено, но не указано кому. Сказано — артели богомазов и точка.
А теперь перейдём к Праздничному ряду. Изобразительное искусство на то и изобразительное, чтобы его смотреть. Обратите внимание на манеру письма и колористику — явно работали три разных мастера.
Вот и праздничный ряд завершён. Жаль, конечно, что сейчас в иконостасе только копии, но, поверьте, и копии оставляют сильнейшее впечатление. И хорошо бы, чтобы все иконы иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря собрали в одном музее. Это было бы правильно, как мне кажется.
Ну а у нас на очереди Праотеческий или Пророческий ряд иконостаса. Познакомимся теперь с ветхозаветными пророками. Такими, какими они были написаны в 1497 году. Сейчас-то в Праотеческом ряду даже не копии — просто относительно современные ростовые иконы. Века XIX на глаз. А, может, и современные списки с них — данных я не нашёл.
Появление пророческих чинов в иконостасах древнерусских храмов относится к началу XV века. Основное смысловое значение икон этого яруса заключалось в выражении догмата о Воплощении Христа, изложенного в предсказаниях пророков Ветхого Завета. Тем самым иконы пророческих чинов, размещавшиеся в иконостасах над иконами праздников, зримо представляли связь Ветхого и Нового Заветов. В центре пророческого ряда помещалось изображение царя Давида, который был прообразом и прямым предком Христа, или Богоматери Знамение, наиболее полно представлявшие идею Воплощения Христа.
Состав пророческого чина не был строго регламентирован. Порядок расположения фигур в чине также не был строго закреплен. Первоначально изображения пророков были поясными, с XVI века появляются полнофигурные. Пророков изображали со свитками, содержащими тексты их пророчеств, реже — с иными атрибутами, призванными раскрыть основной смысл их предсказаний.
В историческом иконостасе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря представлен один из ранних и полно сохранившихся пророческих чинов XV столетия. Согласно описям собора XVII–XVIII веков, в его состав входили 9 икон с 26 поясными изображениями пророков; в настоящее время сохранились 8 из них. Средник всего чина составляла икона «Пророки Даниил, Давид и Соломон», в центре которой помещена фигура царя Давида.
Ну и самый нижний — Местный ряд. Он самый непостоянный по составу. Здесь размещены подаренные государями образы с богатыми окладами. Помимо икон, здесь находятся Царские врата, двери в дьяконник и в жертвенник. После реконструкции иконостаса местный ряд насчитывает восемь образов. Слева направо: «О тебе радуется», диаконские врата «Святой архидиакон Стефан», «Похвала Богоматери с Акафистом», « «Богоматерь Одигитрия» ещё одна «Богоматерь Одигитрия», Царские врата, образ Спасителя «Спас Смоленский», за ним — храмовый образ «Успение Богоматери» («Облачный извод») конца XV века и икона Божьей Матери «Неопалимая купина», «Преподобный Кирилл в житии», диаконские врата «Святой Архидьякон Филипп».
И на этом с Местным рядом иконостаса покончено.
А так выглядит современный иконостас целиком, без мешающихся столпов.
А подробно почитать про него можно тут. Уж извините, мне был больше интересен исконный, и я рассказал о нем как сумел, а современного коснулся постольку-поскольку.