ПОДУМАЛОСЬ ТУТ
grid_ua — 17.07.2021 Если бы я писал исторический роман на материале Второй Мировой войны, то в нём не было бы розовых соплей в духе «Отступать некуда: позади Москва!» и т.п. Все эти подвиги – реальные и фиктивные, коими народ пичкали 75 лет и, вероятно, ещё столько же будут продолжать пичкать, – они если что и формируют в сознании читателя, так это романтический образ войны. Этаких неуловимых мстителей: где Гражданская война, а где романтика – но ведь сварили кашу из дерьма советские кинематографисты и кормили ею бедных зрителей, Аллах ведает, сколько десятилетий…Словом, в моей эпопее нашли бы отражения иные эпизоды – те самые, от которых читателю захотелось бы раз и навсегда забыть об этой самой войне, как о страшном сне. Вот вам один из таких эпизодов – одновременно и пафосный, и трагичный, без какой-либо надежды на свет в конце тоннеля.
Собор святого Юра во Львове.
Итак, конец сентября 1939-го года. Части Красной Армии вступают во Львов. А в это самое время в саду собора святого Юра (иначе – митрополичьи сады или Свято-Юрский парк)… Впрочем, читайте описание очевидца (Вовк А. Мої життєві пригоди. – с. 223 цит. за: Мрака І.Б. Червона Армія очима львів’ян восени 1939 р. // Український Історичний Журнал. – 2016. – № 1. – с. 104):
… Коли я зі своєю групою вступив у парк, ми стали свідками такої незабутньої сцени: яких 14 польських старшин стояли в ряді, а до них промовляв схвильованим голосом майор чи полковник. Потім всі стали на струнко, а полковник ішов від одного до другого і кожному стріляв з револьвера в чоло. Останню кулю пустив собі в голову. Це були ті старшини польської армії, що вибрали радше смерть, ніж неволю у німців або москалів. Було нас 10 свідків тої сцени…
|
</> |