Подробнее про Петра и Февронию, и реальную историю.

Давайте взглянем, что нам предлагается как противовес "ненашенскому" Св.Валентину и его празднику.
Петр и Феврония были канонизированы в 16 веке, точнее на церковном соборе 1547 г. в качестве местночтимых святых, с назначением дня их памяти на 25 июня (8 июля).
Однако, вопреки обычаям, до канонизации не было достоверных (летописных, например) источников, описывающих их житие и подвиги. Уже после канонизации (!) заказ на написание их жития был выдан местному иноку-писателю по имени Ермолай, в монашестве Еразм (тыц) - и это был, по сути, пересказ народных сказок, восходящих к нескольким традиционным для таких сказок мотивам. Почитать один из многочисленных (но в целом мало расходящихся) вариантов легенды можно, например, в https://nukadeti.ru/rasskazy/povest-o-petre-i-fevronii
Исторический персонаж, соотносимый с событиями сказки, тем не менее предполагается: это муромский князь Давыд Юрьевич. Был такой в 13 веке, княжил в Муроме с 1203 (или 1205) по 1228 годы. Упоминается в летописях именно как Давыд Юрьевич, безо всяких Петров, безо всякой святости и без упоминания имени своей супруги - зато упоминается его младший (!) сын Святослав Давыдович, умерший с отцом, "постриженным в великую схиму" в один день; но отдельно постриг князя как событие в летописи не упоминается, тем более причины такого события, и имя в постриге не названо тоже. Логично предположить, что монашеский постриг реального князя был способом его принудительной отставки от власти, в результате обычных средневековых придворных интриг; а насколько естественной была последующая смерть в один день с младшим сыном, можем только догадываться.
Легендарный же Пётр, по житию, получил имя Давыд уже под конец своей жизни при постриге в монахи, т.е. князем быть переставши.
Все эти вопиющие несостыковки заставляют с большим сомнением относиться к якобы-историчности происхождения легенды.
Тем не менее, от легендарных Петра и Февронии якобы ведется род Ивана Грозного, который летом 1552 г. приезжал в Муром "поклониться сродникам своим", дав тем самым начало достаточно широкому общецерковному почитанию мало кому ведомых прежде "местночтимых" святых.
Напоминаю, что Иван 4 Грозный был формально на троне с трехлетнего возраста (родившись в 1530), но только как раз в 1547 г., после восстания в Москве, получил некоторую реальную власть под опекой "Избранной Рады", которая была им разогнана 13 лет спустя (1560). Похоже, что возведение своей родословной от святых (не существовавших реально, и приписываемых к 300+ летней давности) было его приемом в борьбе за реальную власть.
О самой легенде, и продолжении в ней странностей, напишу в следующем посте.