Подобрать человека с улицы
novayagazeta — 06.01.2021 Почему спасенные люди помогают вам стать счастливее.Что общего между серебряными серьгами с монетами времён Грозного и стихами московских поэтов, прочитанных авторами, современной живописью и музыкальными номерами известных исполнителей? Только одно — рождественский Троицкий аукцион и концерт, идущие он-лайн в пользу приюта для бездомных «Теплый прием». Аукцион ради спасения тех, у кого зимой нет крова и хлеба, — давняя традиция храма Троицы в Хохлах, введённая в приходскую жизнь настоятелем, протоиереем Алексеем Уминским. «В Рождество все немного волхвы...», а значит — дарители. Почему стоит помочь именно этому приюту «Новой» рассказал его основатель Илья Кусков.
— В этом году приюту особенно трудно. Что произошло?
— Когда случился коронавирус, многие люди оказались в очень тяжелом состоянии: подработки пропали, работа остановилась, бездомные, которые раньше могли арендовать хоть какую-то площадь, попали на улицу. Кризис коснулся и наших благотворителей — у них стал рушиться бизнес. Так у нас исчез основной источник финансирования. Но закрыть сейчас приют для многих бездомных людей будет трагедией.
— Вы сначала организовали зимний автобус для бездомных, потом был ангар Спасения, теперь «Теплый прием», какая за этими проектами внутренняя логика, что вас вело?
— Знаете, это логическое развитие одной и той же цепи. Сначала мы стали работать в больницах, куда бездомные поступали в тяжелом состоянии, обмороженные, с угрозой ампутации. Пока человек проходил лечение, мы пытались его устроить социально: найти родственников или хороший приют. Это был старт нашей работы. А потом мы стали думать: почему так много людей поступает? Как сделать так, чтобы не доводить их до такого тяжелого состояния? Появился автобус «Милосердие», который ездил и собирал замерзающих людей с улицы. Автобус стал привлекать множество народу, всем было помочь нельзя. Для решения этой проблемы был открыт ангар «Спасение». Мы получили бесценный опыт и знания, и тогда наконец открыли приют. Если бы у нас не было предыдущего опыта, то сделать работу приюта эффективной было бы сложно.
— Какие знания пригодились?
— Прежде всего, понимание проблем бездомных людей, их жизни и особенностей характера.
—Истории людей, которые сейчас попадают в приют, можно классифицировать?
— На улице может оказаться каждый. К нам недавно поступил из больницы человек. Он получил черепно-мозговую травму и перестал ориентироваться в пространстве. Он абсолютно нормален, адекватен, контактен, но не понимает, ни где он находится, ни что с ним. Документов у него нету. Сейчас у нас закончился карантин по коронавирусу, и мы с ним поедем в УФМС, очень надеемся, по фамилии, которая у нас есть, мы сможем восстановить его паспорт и найти родных, его дом.
А если говорить о типичных путях попадания на улицу, то главная причина — системный обман на рынке труда.
В строительстве, где сплошной обман, в системе ЖКХ, где тоже очень много недобросовестного отношения к людям: берут на работу без оформления, кормят обещаниями, а как итог — не выплачивают зарплату. С точки зрения бизнеса — экономия ресурсов, а по сути — производство бездомных. Именно по такой схеме, сталкиваясь с регулярным обманом, нормальный работящий мужик из глубинки скатывается на улицу и становится бездомным: не может найти нормальную работу, теряет возможность оплачивать хостел, начинает пить, опускает руки, перестает мыться и становится типичным бездомным. Именно в этот момент общество начинает идентифицировать его как бездомного, хотя он стал им гораздо раньше, просто тогда он пытался вырваться, найти решение.
— Что с ним происходит в «Теплом приеме»?
— У нас три основные реабилитационные программы. Первая для людей здоровых — процесс восстановления документов, содействие в поиске работы, потом — переход на самостоятельную аренду при сохранении работы. Вторая — для людей, которые требуется медицинская помощь. поступают с болезнями. Лечим, при необходимости оплачиваем консультации узких специалистов и анализы. Потом перевод в первую или третью программу.
И третья — это люди престарелые, немощные, инвалиды. Мы оформляем их в дома-интернаты. Это очень длительный процесс.
Что очень важно, все услуги наши бесплатные. Все за счет благотворителей, поэтому потеря даже одного из них для нас очень существенна. Главная парадигма работы «Теплый приём» это прежде всего человеческое отношение. Ведь человек исстрадался на улице, просто устал, опустил руки. Ему нужно отдохнуть, отвлечься от своих проблем, почувствовать себя человеком, нужным обществу. Поэтому мы стараемся человека прежде всего поддержать, отогреть, чтобы он, хотя бы пока восстанавливается паспорт, пришел в себя. И после этого начинается поиск работы. И вот когда ты относишься к человеку по-дружески, с любовью, он начинает верить в себя. Мы заметили, что именно человеческое отношение — это 50% успеха в реабилитации.
— Это главная цель «Теплого приема» — реабилитация?
— Да, наша программа, прежде всего, полезна для мотивированных людей, для тех, которые могут ответить на вопрос — а какие у тебя планы в дальнейшем? Один говорит: «сейчас сделаю паспорт и пойду работать». Значит, мотивация скорей оставить улицу пока невелика. А второй: «не знаю, там будет видно». Мы стараемся в первую очередь брать людей из первой группы. Тех, кто видит четкую перспективу, в которой весь успех зависит только от его личных усилий, внутреннего мотива. Во всем остальном мы поддержим, подставим плечо. И кроме того, люди понимают: все, что они заработают, останется у них в качестве «подушки безопасности», на которую они могут арендовать себе комнату или квартиру при уходе из приюта. Это дополнительный стимул к успешному прохождению программы.
В приюте есть социальный работник, специалист по содействию в трудоустройстве, группа трезвости, которую ведет православный священник. И у нас есть духовное окормление. Все это дополнительные стимулы для того, чтобы человек сделал рывок для возвращения в нормальную трудовую жизнь. Мы делаем ставку на длительную реабилитацию для тех людей, у которых поначалу нет внутренних сил, чтобы что-либо исправить.
Есть статистика: с января 2017-го, с момента нашего открытия через приют прошло 483 человека. 296 из них ушли, полностью восстановившись, нашли работу. Отрицательный результат — 142. Кто-то вернулся к прежней жизни, кто-то ушёл из карантина.
— В приют берете всех — и с пропиской, и без прописки?
— Да, прописка здесь не имеет значения. И это отличие общественных организаций от государственных: там все ориентировано на бездомных, имевших ранее прописку этого региона. А мы стараемся помочь всем.
— Вы занимаетесь помощью бездомным уже не первое десятилетие. Общество за это время изменилось?
— Очень многое изменилось. Когда мы пришли в 2003-м как проект автобус «Милосердия» была всего пара столовых для бездомных людей, и все. А сейчас, это 17 крупных организаций по Москве, которые ведут отдельную статистику, отдельную отчетность и помогают людям. Есть медицинская помощь, социальная помощь, помощь по питанию, помощь по устройству. И это говорит о том, что общество гуманизируется.
— Илья, а что именно вас побудило этим заниматься?
— Когда я еще учился в Московском университете на химическом факультете, я стал человеком верующим. У нашего храма, Илии пророка в Обыденском переулке, было очень много бездомных. Постепенно выяснилось, что это люди абсолютно нормальные, они просто попали в трудную ситуацию. Мы начали помогать. Появилось доселе не выраженное чувство смысла жизни, ощущение того, что мы реально нужны здесь и сейчас. Я был преподавателем в университете, научным работником, писал кандидатскую, но от того, присутствовал я там или нет, ничего не менялось. А здесь сразу было понятно: если ты перестанешь работать, все остановится и люди пострадают, ты нужен.
— Какая история за эти годы сильнее всего вас тронула?
— Ну, есть такая премия Русской православной церкви имени Надежды Монетовой. Она вручается за достижение в области помощи бездомным. Надежду я хорошо знал. Она бывала у меня дома, моя супруга с ней знакома, и я общаюсь с ее сейчас выросшими детьми. Когда мы познакомились, она была в очень тяжелом положении, у неё не было жилья, был ребенок, а вторым она была беременна. И церковь ей помогла, она купила маленький домик в Рязанской области, стала шить белье для бездомных, которое мы покупали, потом стала работать в одной общественной организации, помогающей бездомным. Мать, которая все пропила перед тем, как они очутились на улице, перестала пить, вернулась, у них началась нормальная жизнь. Даже в Рязани она успевала помогать бездомным. И вот один из них подумал, что это не просто помощь от сердца, не просто желание человеку помочь. А есть какая-то интимная составляющая. И за отказ он убил Надежду. Вот такой мученический оказался ее путь. Вот это, наверное, одна из самых пронзительных историй: была бездомной, вырвалась, начала новую жизнь, стала помогать таким же. И трагедия все оборвала.
— Зачем помогать бездомным?
— Чтобы жить радостно!
Чтобы чувствовать себя нужным, нужно обязательно кому-то помогать. Неважно кому — бездомному, малоимущему, больному — надо обязательно помогать.
И тогда все ваши проблемы тоже решатся. Эта формула очень
эффективно работает. Это такая радостная вещь, но она
возможна только тогда, когда ты кому-то служишь. Наполните
свою жизнь смыслом, станьте полезны остальным. И если это
получится, вы будете счастливы.
Марина Токарева
обозреватель
P.S.
Помочь можно здесь.
|
</> |