Поднебесная поездом. Часть третья.

топ 100 блогов actoris18.11.2013 Предыдущая часть - здесь.

Столица Пекина встретила меня толпами народа, праздничной иллюминацией и белорусскими флагами:

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_1933

Флаги, поначалу, слегка озадачили. Интернета под рукой не было, спросить было не у кого. Вариант "Белоруссия внезапно захватила Китай" решено было считать маловероятным, а значит оставалось лишь предполагать, что проходят какие-то официальные визиты.

Честно говоря, Пекин и его окрестности мне очень понравились. Сам не ожидал.
Чтобы всё нормально посмотреть - нужна неделя, не меньше.

В городе полно красивой исторички различных периодов.

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_2638

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_2675

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_2716

Императорский "Запретный Город" - здоровенный лабиринт стен и зданий. Словно десяток дворцов собрали в одну кучу. Но он настолько забит туристическими толпами, что намного приятней бродить по окрестностям, и просто смотреть на его стены через тихие каналы:

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130718-IMG_1966

Вообще, старая китайская архитектура, при всей её затейливости, довольно быстро начала утомлять своим однообразием. Всюду одна и та же стилистика, одни и те же сюжеты, похожие орнаменты и цветовые гаммы. Примерно определять возраст здания на глазок, как в России или Европе - я так и не научился. Но зато очень пёстро, искусно и ярко.

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_2640

Современная архитектура намного разнообразней, конечно.
Много смелых архитектурных решений, много интересных объектов даже в обычном жилом секторе.

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_2585

Пекин вообще прилично преобразился к прошедшим здесь олимпийским играм.

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130716-IMG_2475

Были приведены в порядок дороги. Правда, от постоянных пробок они все равно не спасают, но выглядят вполне современно.

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130716-IMG_2486

В Харбине или Шеньяне, например, можно было наблюдать типично азиатское дорожное движение, пусть и не в самом жестком варианте:

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130714-IMG_1591

Дорожная информация сопровождается местным колоритом:

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_1854

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_1862
- что за знак, я так и не понял. Выезда на главную там точно никакого не было.

В Пекине огромное метро. Тоже выросло к Олимпийским играм. По заполненности, в среднем, показалось близко к Московскому. Хотя, в пиковые часы у нас местами даже жёстче, возможно. Билетная система не очень удобная. Станции почти все новые, без особых архитектурных достоинств.

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_1926

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130718-IMG_1959

В блоге одного профессионального блогера любителя между делом поплевать в свою страну, можно найти волшебный рассказ о том, что на каждой станции Пекинского метро платформа отделена от путей специальными загородками, чтоб люди не падали на рельсы - не то, что в этой стране. Специально для узколобых - фотография одной из множества станций, на которой никаких загородок нет.

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130718-IMG_1962

Широко представлены магазины транснациональных торговых сетей (коммунизм, ага!).

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130716-IMG_1825

Местных супермаркетов тоже хватает.
Цены вполне приличные (1 юань = 5 рублей):

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130716-IMG_1837

Ассортимент заметно отличается от нашего.
Привычных молочных продуктов и мясных/рыбных консервов практически нет.
Зато гораздо выше разнообразие непонятной растительной пищи.
А в "живой рыбе" - продают ещё и лягушек с черепахами:

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130716-IMG_1831

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130716-IMG_1835
 - хотя, чего там есть-то... Несколько ложек мяса, да за такие деньги...

Всякая особо крутая экзотика, типа тараканов и личинок - местными не употребляется.
Встречается, в основном, в посещаемых местах, и ориентирована на южан и рисковых туристов:

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130716-IMG_1845

Для любителей истинного восточного колорита, существуют торговые улицы в "хутунах" - старых, низеньких и узеньких кварталах в центре города. Вот там истинный "китайский базар", с пестротой и антисанитарией, экзотикой и шумливыми торговцами:

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130718-IMG_2020

По вечерам пекинцы выходят на улицы.
Сидят за столиками, расставленными вокруг заведений общепита (у себя дома тут есть не любят), или собираются большими физкультурными группами - танцуют или делают гимнастику в парках. Кстати, парки в Пекине, в основном, платные. Для нас это выглядит немного диковато, особенно если в парке нет никаких особых достопримечательностей. Но пекинцы привыкли.

В модном тематическом парке с "планетой в миниатюре" отыскался кусочек Родины.
Погрустил у стен родного города, которых не видел уже почти два месяца:

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_1871


Ещё одно излюбленное занятие китайцев - настольные игры.

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_2718

Карты пользуются бешеной популярностью.
Ещё, часто встречается игра, которая мне совершенно незнакома.
Но, судя по тому, как играют - она все-таки более интеллектуальна, чем картишки.

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_2725

Отдельная тема - местный менталитет...
Одно можно сказать с уверенностью: от нашего он и вправду очень отличается.
Совершенно иные понятия о личности, достоинстве, этикете, и т. д.

Просто, в качестве наблюдения. На Северном вокзале Пекина упала женщина средних лет. Ударилась, растеряла сумки. Человек двадцать остановились полукругом, и полминуты глядели, как она приходит в себя, поднимается. Остальные просто проходили мимо. Никто не подошел и не помог... Вроде как, считается неприличным помогать человеку без просьбы с его стороны, в подобной ситуации.
Впрочем, желающих добровольно поваляться на полу у них тоже немало:

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130719-IMG_2040

Также, наши знакомые из Приморья крайне не рекомендовали спрашивать у китайцев дорогу. По своему опыту сказали, что здесь совершенно нормальным считается ткнуть в любую точку на карте, наугад. Дескать, лучше наугад, чем "потерять лицо" перед иностранцем, признавшись в собственном бессилии.

При этом, китайцы весьма добры, почтительны и вежливы. Они всегда готовы уступить место, они много улыбаются и внимательно кивают. Даже если ничего не поняли.

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_2647

Особенно удивительно, как они действуют в густой толпе. Умудряясь оставаться всё такими же вежливыми и скупыми на эмоции, они могут так крепко пихать друг друга, пробираясь в нужную сторону, что в России уже обязательно получили бы могучий заряд отборной ругани от окружающих. А здесь ничего. Никто не орёт, никто не ругается. Видимо, сказывается многолетняя привычка к тесной жизни.

Ещё, здесь с одной стороны наблюдается основательная верность традициям и законопослушность, а с другой - наплевательское отношение к очевидным правилам жизни. Они могут идеально следовать указаниям на любой вывешенной табличке, но если таблички не будет, то пойдут хоть голыми пятками по битым стеклам. Техника безопасности здесь пока не в почёте.

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130716-IMG_1850

На самом деле,  описывать наши с ними культурные различия можно очень долго... Начиная от мелочей, типа привычки задирать верхнюю одежду и ходить с голым животом (упитанный животик тут считается большим достоинством), и заканчивая специфическими отношениями между людьми разных возрастов и полов (включая и современные - "проблему одиноких принцев", и др.).

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_2713

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130718-IMG_2863

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_2581

Конечно, я наблюдал их жизнь недостаточно долго для того, чтобы писать большие систематизированные статьи по теме. Однако и в рамки жж-поста все эти наблюдения уместить едва ли получится. Поэтому, не буду больше утомлять подробностями, и напоследок упомяну лишь одну тему, которая вечно всем не дает покоя.

Опасен ли для нас Китай?
Мне теперь кажется, что такая постановка вопроса вообще не совсем верна. Я провел почти месяц в непосредственной близости от китайской границы и в самом Китае. Мне более всего был интересен именно этот вопрос. Объемы реальной миграции, социальное положение по ту сторону границы, настроения масс - абсолютно всё... Но мой вывод вряд ли понравится тем, кто любит ломать копья вокруг это темы. Он слишком размыт. Китай опасен для нас в той же степени, что и моря, омывающие наши границы. В современной ситуации, от них больше пользы, чем опасности. Но если когда-то мир вдруг перевернется, моря могут хлынуть на сушу и принести серьезный урон, а то и вовсе затопить некоторые наши регионы. Но это вряд ли будет в ближайшем будущем, это некий случайный и уникальный сценарий, общемировая катастрофа. Это точно не основная повестка дня для нашего поколения. И уж точно это не повод, чтобы бояться моря.

Китайцев на нашей территории живет довольно мало. Китайский менталитет, китайские понятия об идеальной государственности - крайне далеки от наших. Здесь иные ценности. Здесь есть всерьез обсуждаемое понятие Гармонии, но нет популярной европейской идеи территориальной экспансии. Консервативное китайское мышление слишком замкнуто на свой регион. У Китая есть свои малозаселенные районы (в том числе и примыкающие к нашим границам), есть привычные зоны интересов в Юго-Восточной Азии, есть мечта вернуть свой Тайвань, есть старая затаившаяся ненависть к Японии и молодая простодушная нелюбовь к США. А мы для них просто северный партнер.

Естественно, они никогда не забудут, что древние границы между нашими странами выглядели несколько иначе... Но ведь и устанавливали их манчжуры (проживавшие, к слову, в бассейне Амура), а не ханьцы (для которых и Пекин уже "северная" столица)! И где теперь эти маньчжуры, еще сто лет назад правившие этой страной? Всего лишь одно из нацменьшинств под пятой у ханьцев. Всё меняется. И кто знает, что будет еще через полвека... Современный Китай динамичен и неоднороден. И его дальнейшая дорога пока неизвестна. Сейчас тут есть и гигантское западное влияние, и стремление властей поднять национально-патриотический дух населения (по телевизору вообще постоянно демонстрируют пафосное историческое кино), и сложная политическая борьба внутри правящей партии.

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130718-IMG_1951

- и даже настоящие "борцы с режимом" имеются, как видите. Они режут светлый лик Мао с ворот "Запретного Города". Правда, до самих ворот пока не добрались. Предпочитают ограничиваться фотокопиями с плакатов, развешенных по всему Пекину. Но поврежденного революционера всякий раз кто-то заклеивает. Такая вот политическая борьба, да...


Напоследок, пусть будет несколько видов туманных окрестностей Пекина:

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130716-IMG_2450

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130716-IMG_2437

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130717-IMG_2615

Поднебесная поездом. Часть третья. 20130718-IMG_1991

Красиво там, всё-таки.
И Великая Стена действительно впечатляет.


На этом пока всё, спасибо за внимание.
Разгребать и выкладывать фотографии - слишком занудное дело. Надоело. ))

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Байка про мало кому у нас известного Папу Римского Целестина V (1215 - 1296). Этот Папа был необычным Папой, но вошел в историю и был даже канонизирован католической церковью. В 1292 году умер папа Николай IV, и двенадцать находившихся в Риме кардиналов приступили к избранию нового ...
Кто-то может со мной спорить, что у нас исключительно гуманное правосудие, но это ведь правда. Россиянин осужден за применение насилия в отношении сотрудников полиции, одному из которых он порвал форму, а другого ударил кулаком по лицу. Но при этом - как осужден? Условно. При наличии ...
Ебнуло не шуточно. Как свист мины, а через секунду дичайший удар. Жена, дочь, собак, я - обосрались все. После удара начали слышать шум в подвеске. Сегодня приехал в сервис, вызвал там бурную дискуссию: "выжили бы, если в крышу?". Мужики после споров решили, что выжить выжили бы, но мозги ...
В 50 день осени 1950 года на свет появился Томас Эрл Петти.  Ну и ка всегда в этот день у меня цветы.  В этот раз голубые ирисы. #жилабылаосень , ...
Друг Зе написала про кумыкское имя для остановки рождения девочек "Кыстаман": хватит девочек, то бишь. У грузин непременный мальчик-наследник тоже порождает муки творчества. Если долго ждали, и мальчик родился - могут назвать "Гелоди" - то есть "я ...