
Подлинная жизнь Пиковой Дамы


О том, кто вдохновил Пушкина, догадались почти сразу. Поэт писал в 1834 году: "...При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся". И немудрено: считается, что внучатый племянник Голицыной князь С. Г. Голицын-Фирс однажды рассказал Пушкину, что как-то начисто проигрался в карты и в отчаяньи бросился к родственнице с мольбой о помощи. От её французского друга, небезызвестного графа Сен-Жермена, Наталье Петровне якобы была известна тайна трёх карт — тройки, семёрки и туза. Она открыла ее родственнику, и тот успешно отыгрался. Впрочем, сам Пушкин о разговоре нигде не писал, и не исключено, что мы имеем дело с позднейшими легендами.
Но если с картами дело темное, то все остальные "приметы" совпадали. Все современники единодушно отмечали крутой надменный нрав княгини, её характер, лишённый всяких женских слабостей, суровость по отношению к близким. Отчасти такое поведение оправдывалось статусом Голицыной. Дочь дипломата и сенатора графа Петра Григорьевича Чернышёва от брака с Екатериной Андреевной Ушаковой, Наталья Петровна всегда пользовалась особым покровительством российских императриц.
В 21 год Наталья Петровна стала фрейлиной Екатерины II, фавориту которой, Захару Чернышёву, она приходилась кузиной. В феврале 1765 года она обратила на себя внимание императрицы игрой в домашнем спектакле у графа П. Б. Шереметева; затем, летом 1766 года, стала победительницей в Петербурге и Москве в великосветском развлечении — турнире-карусели. За красоту и «приятнейшее проворство» в танцах она получила специально изготовленную по этому случаю в единственном экземпляре персональную золотую медаль с изображением Екатерины II.

Но была ли Голицына красива? Сохранившиеся портреты молодой княгини не дают однозначного ответа на этот вопрос. На одном она недурна собой, на другом - весьма... своеобразна. Зато в ее воспитании и образовании сомневаться не приходится. Наталья Петровна выросла за границей, и её мать воспользовалась этим обстоятельством, чтобы дать своим дочерям блестящее европейское образование. А если кто и был безоговорочно красив в этой семье, так это супруг Натальи Петровны, князь Владимир Борисович Голицын, бригадир в отставке, за которого она вышла 30 октября 1766 года. Интересно, что императрица сама украшала своими бриллиантами причёску Натальи Петровны, благословила её в Придворной церкви и присутствовала при венчании.

Отношения между супругами очень точно описаны в "Пиковой даме". Помните, как рассказывает ее внук о колоссальном проигрыше? "Покойный дедушка, сколько я помню, был род бабушкина дворецкого. Он ее боялся, как огня; однако, услышав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя, принес счеты, доказал ей, что в полгода они издержали полмиллиона, что под Парижем нет у них ни подмосковной, ни саратовской деревни, и начисто отказался от платежа. Бабушка дала ему пощечину и легла спать одна, в знак своей немилости".

Муж
Колотила ли своего мужа Наталья Петровна, неведомо, но известно, что, по свидетельству современников, в слабохарактерном и простоватом супруге Наталья Петровна чтила больше фамилию. Историк И. М. Снегирёв писал, что княгиня считала Голицыных вершиной аристократии, и "когда она перед внучкой своей 6-летней хвалила Иисуса Христа, то девочка спросила: "Не из фамилии ли Голицыных Иисус Христос?"
|
</> |
