Подход к Преданию: оценка позднего через древнее

свт. Н.Кавасила представляет конец византийской - начало поствизантийской эпохи свт. богословия, т.е. именно то, от чего больше всего стоит оталкиваться, эпохи, когда всё предшествующее свт. богословие было отточено и систематизировано. Мнение свт. Н.Кавасилы составляет консенсус патрум.
Автор этих слов призывает оценивать более древних учителей через более поздних, полагая, что последние систематизировали богословие и выражают согласие отцов. А я с таким подходом принципиально не согласен. Напротив, более поздних учителей следует оценивать через более древних, поскольку древние отцы были ближе к непосредственным свидетелям жизни Христа и Его непосредственных учеников. Более поздние мнения носят на себе печать влияния внешней философии, они суть результат выражения христианской веры на понятийном языке, заимствованном от внешних, и весьма непросто порой отделить собственно христианское содержание от влияния внешней философии. Кроме того, поздние мнения неизбежно в какой-то степени опираются на результаты исторических компромиссов, когда исповедание веры выражалось с учётом его принятия колеблющимися в вере. Поздние мнения в большей степени зависят от возможных ошибок с авторством текстов, как это было в случае с сочинениями, приписываемыми Дионисию Ареопагиту. Но это, конечно, не означает, что мнения древних учителей следует принимать без всякого рассуждения. Слава Богу, отцы обычно подробно аргументировали свои рассуждения, приводя доводы в их пользу – поэтому мы можем проследить цепочку их рассуждений. Из анализа их рассуждений мы и можем сделать вывод об авторитетности для нас того или иного мнения.