6-й вселенский собор и "агноиты"
dmitri_kapustin — 18.01.2010 hgr пишет в «Истории византийской философии» (4.2, 3.1.3)=========
Теперь, следовательно, он [преп. Максим] должен был строить новый концептуальный аппарат так, чтобы защитить православное учение сразу с двух сторон: и от новой ереси монофелитства, и от старой ереси агноитства, подозрение в которой он неминуемо на себя навлек. Надо сказать, что отцы Шестого Вселенского собора понимали это не менее отчетливо. В списке ересей, которые они анафематствуют, агноитство постоянно упоминается на втором по «почетности» месте, почти симметрично монофелитству и с большим отрывом от всего остального списка ересей.
=========
На самом деле, как видно из деяний 6-го вселенского собора, дело было не так. Собор вообще не занимался выражением отношения к учению «агноитов», согласно которому Христос как человек испытывал реальное неведение. Вождь «агноитов» Фемистий осуждается не за своё специфическое учение о неведении Христа по человечеству, а просто вместе с прочими вождями монофизитов. Интересно, однако, что среди прочитанных в 10-м деянии собора сочинений монофизитов неоднократно встречается учение о единой воле, едином действии, едином знании и единой мудрости во Христе. Вероятно, это учение использовалось монофизитскими оппонентами «агноитов». Из этого учения следует, что Христос и как человек обладал абсолютным всеведением. Но это учение православные не приняли – православные веруют в две воли, два действия, два знания и две мудрости согласно двум природам во Христе.