Подход к (пост)секулярной теории спасения
kroopkin — 12.05.2025
Понятие «спасение» входит в ядро наличествующих
мировых религий, и в форме «поступать так, чтобы в итоге все
было бы хорошо» оно легко обобщается и на секулярные контексты
– как индивидуальные, так и групповые. Более того, данная форма
похоже является универсальной для всех людей, что указывает на
возможность ее врожденности, и устроения соответствующего
поведенческого / ментального комплекса по тому же типу, по которому
устроены многие социальные феномены вроде родного языка,
нравственности, и др.: генетически обусловленная «форма»,
регулирующая связанные с феноменом эмоции и навыки, и социально
обусловленное «содержание», определяющее конкретное воплощение
комплекса в жизни. Модельный пример подобного – родной язык:
социальный надличностный феномен, проявляющийся индивидуально в
виде речи, способность к которой, как уже доказано, является
генетически обусловленной, притом что при социализации ребенок
обретает язык своего окружения – обычно один из 6-ти тысяч еще
существующих на Земле языков.Текстовую часть содержания спасения у людей и их сообществ можно обозначить как «путь спасения». В общем случае не все содержимое своего спасения явно осознается людьми, и это следует иметь в виду при экспликации пути спасения из поведения и нравственных установок как сообществ, так и отдельных индивидов. Примеры путей спасения в секулярных контекстах на примере городских сообществ позднего СССР я обсуждал, в частности, здесь.
Следует также отметить, что предлагаемое понимание понятия спасение (ментальный комплекс вокруг убеждения «поступать так, чтобы в итоге все было бы хорошо») вполне согласуется с известными подходами полагать спасение в основу нравственности как людей, так и их групп, или в ядро такого социального феномена, как идеология. Более того, при рассмотрении государств как автопоэтических социальных систем в части воспроизводства доверия граждан / подданных государству и соответствующему социальному порядку именно эволюция «экосистемы» путей спасения его составляющих сообществ может быть представлена ведущей как в обеспечении гомеостаза государства, так и в его развитии.
|
|
</> |
Накрутка друзей в Одноклассниках: как увеличить активность без риска
«Путешествие туда и обратно»
Польша и Речь Посполитая во второй половине ХVI века (Часть Первая)
Есть котел!
Tenshi трейдер + притча про отца, сына и осла
Живопись и город
Вечерний разговор
Альтернативные постеры к фильму "Форрест Гамп"

