Поддержу Теплякова


Не как человека, как концепцию. Концепция же не выбирает в чьи руки попасть и, представ в одиозном исполнении, рискует быть незаслуженно отвергнута.
А ведь местами даже вундерпапа дело говорит. Не он единственный, кто говорит, не он первый применяет, но сейчас общественность столкнулась с периодически озвучиваемыми идеями в наиболее концентрированном виде.
Я за то, что бы отделить чистописание от собственно письма, от правописания и тем более от математики. Само собой, ученическая тетрадь должна быть опрятна, содержательная часть представлена разборчиво и аккуратно оформлена. Опрятность даже может оцениваться специальной отметкой "за прилежание". Но помарка или грамматические огрехи в решении задачи - не повод для снижения оценки по математике (не важно - в привычной ли пятибалльной системе или в альтернативной, в виде звездочек/смайликов). Оценка - это измерительный инструмент, чтобы результат измерений имел смысл, мерку нужно прикладывать надлежащим образом, а не размахивать, как дубиной.
Ничего радикального в таком подходе нет - от старшеклассников не
требуют каллиграфии и даже исправления допускаются, лишь бы решение
было. А уж если правильное - хоть целыми словами зачеркивай.
Израильские первоклашки пишут карандашом, стирают, подправляют на
ходу, здешний квадратный шрифт мало отличим от печатного, а о
"красивом почерке" речь не идет вовсе. Школьную программу осваивают
даже несчастные дети, которые пишут брайлем.
Чистописание - пережиток.
- А мелкомоторика как же..
- Отделить - не значит забить. Тогда уж учить как следует,
вместо бесполезных уроков "как бы рисования", на которых ничему не
учат, учить как следует - каллиграфии, композиции посредством
шрифтов и орнаментов - в конце-концов дизайнеры сейчас даже более
востребованы, чем технари-математики, есть резон закладывать основы
на том же уровне.
Литература
- У меня уже припасена корзина для тапок и помидоров, не стесняйтесь.
Детская литература про зайчиков на уровне Родной речи - ок.
Небольшой экскурс в литературоведение - несколько уроков о
принципах прозаического или поэтического произведения.
А дальше - дома пусть книжки читают, с удовольствием и по
собственному выбору.
- Да как же ж без нее!, да без сокровищницы отечественной классики,
безкультурщина вырастет!!!
- Литература не единственный вид искусства. Мы прекрасно выросли,
не разбирая детально (и не понимая) значимых симфонических
произведений, более чем поверхностно ознакомившись с живописью
(кроме тех, кто занимался этим специально). Культпоход в театр -
разовое мероприятие (там, где он в принципе есть).
Культура отнюдь не исчерпывается названными областями. Архитектура
вообще мимо. Кинематограф? Сами-сами. Так почему бы и не книги?
В пушкинскую эпоху трудно было представить образованного
человека, не знакомого с Вергилием, а мы как-то не страдали без
латыни и древнегреческого.
Это непопулярная точка зрения. Пока еще. Наше поколение книгами
зачитывалось, даже классикой. И поныне бережно храним, а то и
продолжаем собирать библиотеки. Трудно расставаться с привычными
ценностями.
Но по факту многие выпускники ограничиваются
шпаргалками-пересказами. Если им не заходит, значит время этих
вещей ушло. Что Вергилий, что "Бесприданница"...
Уже в 70-е "подростковые повести" до- и послевоенного времени
казались не от мира сего: другие отношения вокруг, другие проблемы
(разве что более поздние "Чучело" и "Каникулы Кроша" давали бледный
отблеск реальности и то без ответов, как со всем этом быть, как
жить в этом мире). А Жуль Верн, Конан Доль, Дж.Лондон
воспринимались увлекательными сказками, наравне с Саймаком и Шекли.
Вечные ценности - это слишком общо. "Не хотят читать", втыкают в
ролики - значит находят хотя бы там крохи актуальной, здесь и
сейчас, информации.
"Проходить" беллетристику - все равно, что заставлять
кататься на каруселях.
Нынешние методики позволяют донести и вложить некие идеи (то самое,
«что же хотел сказать автор, всей этой историей») -
непосредственно, без конфетки, без обертки из выдуманных
перипетий.
Этологию, психологию, искусство налаживать отношения оживят подходящие цитаты из литературных произведений - таких пособий множество. Аналогично политологию в историческом разрезе можно проиллюстрировать соответствующими отрывками. "Му-му" больше уместно в курсе истории, чем как художественное чтение, "Шинель" туда же, дополнительным чтением.
Хороший курс документооборота и сношений с официальными инстанциями пригодится больше, чем метания Раскольникова.
Культура нужна. И эстетическое воспитание важно. Но учебный день
не резиновый. Для тех, кто находит в себе силы и мотивацию,
существует дополнительное образование по выбранному профилю,
музыка, театр, спорт.
Оценки. Пресловутые
- А как иначе! Без понуканий совсем на учебу забьют!
Прежде двойка означала палку. В буквальном смысле. А теперь непонятно что. Родители прямо требуют хороших отметок (суперпапа года такой не один - учителя воют, жалуются, что кой-где нараЁнах до угроз доходит). Лишившись поддержки родителей, школьные санкции потеряли былую действенность. Случайный неуд за забытый транспортир скажется на четвертной и годовой, родители представляют последствия, отсюда и скандалы.
Вспоминаю учебу в ДХШ - не легко было, та еще стереометрия,
перспектива, гармония, неизъяснимая словами. При этом никто нас
оценками не подстегивал (формально они имелись, в конце четверти
что-то в ведомостях выставляли, но в целом понятие "успеваемости" в
обиходе отсутствовало). Указывали на конкретные косяки, исправляли
работы.. (у нас была крепкая программа и занятия вели настоящие
художники, не "девочки из худ.педа"). Все ходили добровольно и
старались, как могли, сами, без принуждения.
- Так там мотивированные дети занимались, а как быть с теми кто
вообще учиться не хочет?
- Не хочет... а причем тут оценки?
"Ты решил задачу правильно", "У тебя есть ошибка в вычислениях",
"Твое решение не верно". "Покажи на доске свое замечательное
оригинальное решение" - лучшее из поощрений.
"Уважаемые родители, ребенок справился с примерами, в решении
задачи есть небольшие недочеты, в эссе сделал две грамматические
ошибки, на каллиграфии не проявил достаточного прилежания,
стихотворение прочитал с запинками".
Пусть родители думают, что с этой телегой делать, беспокоиться,
подтягивать, заставлять или где-то проконсультироваться и получить
заключение, что "парень и так старается изо всех сил, возможно не
быть ему дизайнером и декламатором".
Неправильно решенная задача должна быть решена правильно. Чтобы
базовый курс считался освоенным. Ситуация "завалил
контрольную - всё, ничего не поправить" бессмысленна.
Способные к определенному предмету пусть решают варианты со
звездочками, с двумя звездочками, переходят в специализированные
классы при вузах. А база остается базой, оцениваемой не на
жалкую троечку, а на достойный "зачет".
Пора избавляться от нелепого "круглого отличничества". Не бывает такого без натяжек (знаю из практики, "по ту сторону учительского стола"). Даже если не считать пение и физ-ру (которые оценивать - вообще нелепость, все равно, что за цвет глаз отметку ставить - по большей же части оценивают прилежание, если амбициозного физрука не заносит на почве "этотакойжуроккакивсе").
В соответствии с образовательным стандартом "отлично" - это не просто знания в пределах программы, этот балл подразумевает "повышенный интерес к предмету и чтение дополнительной литературы". Соответствовать такому уровню по всем точным и гуманитарным - не реально. И не нужно. Матан и информатика в приоритете - ок, по биологии, истории и какому-нибудь "эстетическом воспитанию" достаточно крепкой базы.
Оценки утратили первоначальный смысл:
"удовлетворительно" — это не "то, что положено, ты выучил", а -
"кое-как"; четверка не - "да ты прям хорошенько в этом
разобрался!", а - "с недочетами"; "отлично" не, "Вау! В этом
вопросе ты отличился!": шкала отметок может "растягиваться"-
усидчивый, на хорошем счету, ребенок за конкретный ответ запросто
получит более высокий балл, чем известный разгильдяй - на "отлично"
одному нужно всего лишь не наделать ошибок, а другому выдать что-то
из ряда вон.
Кст. об истории с географией: выдать список дат-фактов-концепций
для запоминания в течении всех лет обучения и - сборники
познавательных фильмов. Есть замечательные — по всем эпохам,
городам и весям. Бубнящая параграф Марьванна - уже в наше время
была анахронизмом, сейчас это полный отстой.
Точные науки
Когда у нас на физике проводили "урок с применением тех.средств"
(положено по стандарту) - ролик от "Научфильма" показывали, это
было лучшим объяснением новой темы. "Теорию относительности" с
Баталовым в главной роли до сих пор помню — режиссура, лучшие
методисты работали, даже просто анимация и визуальный ряд - это не
с мелом у доски уставшим голосом.
Теперь, когда видео можно пересматривать сколько понадобится, это
очевидная замена устаревшему изложению: толковый справочник+атлас +
продуманный пакет обучающих фильмов (вместо разнобоя роликов с
ютуба). Или даже несколько пакетов, на разный уровень подготовки,
от стандарта, до крышесносной математики от Саватеева. В отдельных
случаях такие лекции и самим "работникам с огромным стажем" помогли
бы освежить в памяти содержание предмета.
Лекции с объяснением фундаментальных тем нужны не так уж часто, такие мероприятия могли бы проводиться в больших аудиториях, сразу для нескольких школ, в исполнении лучшего предметника - артистичного, умеющего донести и вдохновить.
В тоже время семинары-практикумы совсем не требуют прикрепления к единственному коллективу, в который ребенок попал в шести-семилетним согласно прописке. Возможность в любое время сменить группу, где не сложилось или где темп обучения не подходит и найти семинар по душе - решит проблемы и с «учебой из под палки» и с той самой социализацией.
Оптимальный размер учебной группы - 8-12 человек. Если нынешним
репетиторам предложить официальный статус и стабильную зарплату, то
руководителей для практикумов наберется предостаточно. — При этом у
них так же должна остаться свобода отказать в приеме ученику, не
желающему придерживаться установленных правил: не нравится - никто
не держит, возвращайся в школу.
И заставлять не придется, не будет нужды наказывать, ни оценками,
ни как-то еще: оказаться не худшим из дюжины других, с которыми ты
сам выбрал вместе учиться - достаточный стимул для обычного
ребенка.
Лекционно-семинарская система прекрасно себя зарекомендовала в
вузах. Ничего нового выдумывать не нужно.
А учителю больше не придется готовиться к выступлению: только
что-то пояснять, ориентируясь на уровень конкретного класса и
сосредоточиться на упражнениях, на решении задач; для этого не
нужно быть Лобачевским, которых на все школы не напасешься.
Священная корова социализации
Из той же серии, что "идти в армию, чтоб стать настоящим
мужиком".
У одноклассников не больше условий для социализации, чем у
пассажиров трамвая.
В естественной дворовой социализации было пространство для
взаимодействий, была возможность уйти в любое время, возможность
отделиться, общаться только с тем, с кем хочешь, это создавало
баланс; учились сдерживаться и разруливать тёрки: не выгодно
было зубоскалить сверх меры и ущемлять приятелей - даже тихоню
лучше приставить к какому-то делу - с большой командой веселее,
хоть космодром строить, хоть в пионербол гонять.
В школе же никто никому не нужен, нет никакой совместной
деятельности, для которой товарищи — подспорье, а не помеха: в
насильственной "социализации", путем удержания в закрытом
помещении, мало пользы.
Дети воспроизводят то, что видят вокруг: где взрослые
взаимодействуют? - в очередях, в транспорте, с соседями; как при
этом себя ведут и какие чувства испытывают? С родней сплошь и рядом
не в ладах, так чего ожидать от детей...
Если уж по-настоящему заботит социализация, то стоит начать с себя,
найти компанию по интересам, проводить регулярные встречи - к
реконструкторам примкнуть, к туристам, эсперантистам, любительскому
чтогдекогда, самодеятельному театру, да хоть в бридж собираться
поиграть, так, чтобы и у детей там же была возможность чем-то
заняться, в здоровой разновозрастной компании.
Ни времени, ни желания? Так в чем тогда проблема с хеймскулингом -
если и деть не рвется в коллектив?
Давно ли массовые школы появились? росли на отдаленных хуторах, в
имениях, с несколькими братьями-сестрами, в последующем
благополучно вливались во взрослый мир, в котором есть законы, есть
нормы поведения и четкие санкции за нарушения. В самом
недружелюбном офисе никто не станет ни с того ни с сего выкрикивать
оскорбления, марать ваши документы или пачкать одежду, зная, что
начальство лишь отмахнется от докуки. "Дети есть дети" становятся
зоопарком когда они собраны вместе против воли; там, где ребята
хотят играть друг с другом - они учатся ладить и разруливать: тогда
и получается социализация. Школа для этого не самое подходящее
место.
На самом деле можно объяснить дошколенку и смену времен года и тригонометрию и логарифмы и векторное сложение сил и интегралы можно - без формул, на качественном уровне, как идею.
Школьникам было бы легче усваивать премудрости математики, буде
концепции предварительно объяснялись человеческим языком.
Потом уже, усвоенные понятия, учили переводить на научный
"санскрит".
9 класс*. Сравнения по модулю

Можно в таких выражениях изложить, а можно пояснить по человечески:
Говорят, что в Китае военачальники делали так: давали несколько последовательных команд типа «В колонну по 7 становись!», «В колонну по 11 становись!», . . . и в каждом случае выясняли, сколько солдат получилось в последнем ряду. После этого — только по найденным остаткам! — вычислялось общее количество солдат с помощью китайской теоремы об остатках.
Не трудно проиллюстрировать наглядный факт, что при любых заданных интервалах, на числовых осях найдутся такие совпадения, которые и являются искомыми решениями:

Древние китайцы скорее всего доказывали это утверждение и
находили решения графически, без функции Эйлера.
А начать лучше всего еще с малышом — с игры в эпициклы,
наблюдений за муаровыми узорами, в свое время пригодится:
Допускаю, что сабж что-то такое придумал, приправил считалками-запоминалками (три-кота-на-мясо и постоянная Больцмана), но палить контору перед публикацией не хочет — растащат по дзенам, перескажут на свой лад, исковеркают, судись потом со всем интернетом; решил для раскрутки удивить результатом, но вышел облом - вундеров привыкли видеть бойкими языкастыми бутузами, а застенчивый, заикающийся перед камерой без-пяти-минут-подросток с пробивающейся угловатой нескладностью публике "не зашел". Результату не поверили. Не заценили и спецы по профилю, не распознали в детском лепете удивительных следов научения тому , чему таком возрасте не научить без прорывной методики.
Однако - это лишь предположения, вполне возможно, что там не более чем мистификация, нынешний звезда ютуба метит не в педагоги-новаторы, а в шоу-мены.
Я б спросила: — что вы обо всем этом думаете? — не будь это столь заезженно, но, френды дорогие, за лайки, конечно, спасиба, однако, порой хочется и «посоциализироваться» =) Не согласны — скажите, с чем, перетрём, для того ж и собрались в ЖЖ.