Под "знаком Тесака"

В маленьком шахтерском городке на южных границах России, отодвигая в сторону вездесущую аниме-культуру, среди подростков 12-17 лет набирает силу использование в быту, между собой, в общении со взрослыми «жеста Тесака».

Поднятый вверх полусогнутый палец когда-то обозначал борьбу (самодеятельную, а значит, незаконную) с педофилами. Со временем значение этого жеста трансформировалось. Присоединились новые коннотации (не отменяющие, впрочем, прежних): борьба с наркоторговцами и незаконными мигрантами. 16-летние подростки, с которыми я разговариваю, «поясняют за жест»: «Россия для русских! Знак Тесака давным-давно знает вся страна!». Под русскими понимаются коренные жители России, т.е. россияне. Но это не отменяет ультраправую, экстремистскую, националистическую и даже неонацистскую идеологию приверженцев возрождающегося движения. И если в конце 2010-х-начале 2020-х годов «знак Реструкт» (так он еще называется: по имени запрещенного скинхедовского, национал-социалистического движения, вдохновлявшегося покойным «Тесаком», т.е. Марцинкевичем) бытовал в крупных городах, притягивающих мигрантов, то сейчас.. Сбивая с толку неокрепшую в мировоззрении молодежь, этот символ серым пауком ползет по маленьким российским городкам.
Ребята рассказывают мне, каким «великим» был Тесак, как мученически погиб он в Челябинске, в тюрьме… Живописуют стигмы на его теле, обнаруженные посмертно… Рассказывают о сломанных ногтях – свидетельстве его последней борьбы за свою жизнь…
Думаю, что в броуновском движении молодежных символов, пристрастий, симпатий, ценностей, ориентаций и жаргонных маркеров наблюдаю кристаллизацию чего-то нового, какого-то нового движения, в русле старого «добропорядочного» правого скинхедовского течения. Вижу, что воцарению этого жеста невольно способствует официально развернутая в стране борьба с воукизмом («пробуждением» странноватых, мягко говоря, идей, что бинарность человеческого существования – мужчина и женщина! – ушла в прошлое; на повестке неостановимое вычленение новых и новых гендеров – до 60 полов, на данный момент, если я не отстал в этой горячей работёнке западных идеологов и практиков воукизма). Борьба за традиционализм, как ни парадоксально, подпитывает «жест Тесака», делает его с каждым днем значимей. Формированию новых ячеек неонацизма в подростковой среде российских городков способствует также западная «отмена русской культуры». Запальчивая, оскорбительная и неумная борьба польских, английских, прибалтийских и прочих евробюргеров против Достоевского, Пушкина, Толстого, Чайковского, против других российских гуманистов, против гастролей российских исполнителей приведет, возможно, к тому, что гастролировать по Европе будут «исполнители одного жеста»: жеста Тесака.
Рассказывая о своем субкультурном мироощущении, ребята говорят мне, что покинули стройные ряды «околофутбола» (на этой «запасной скамейке» отсиживались поклонники националистических идеологий). А куда примкнули – пока не говорят… Наблюдаем. Присматриваемся. И помним, что в 1990-х на почве скинхедовской идеологии крови пролилось немало.