«Под знаком Скорпиона». Антикоммунизм на поток


По большому счету это история о том как поздняя партократия, сливала идеалы своих отцов за денежные знаки. При этом нарушая и свои собственные клятвы, хоть и данные в принципе гаденькими душонками. Этот фильм один из самых ярких документов отражающих данный процесс. Документ, настолько очевидно и явно заточенный под политический заказ и фальсифицирующий исторические факты, что о нём постарались забыть даже заказчики. Между тем он есть и называется…


«Под знаком Скорпиона», снят на студии им. Горького, при содействии ТО Экран и ещё пары немецких киностудий. Снимал его советский актёр Юрий Сорокин, известный в основном по ярким эпизодам в таких картинах как «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Хождение по рукам» и др. Фильм снимался в 1995 году и вышел на канале ОРТ аккурат ко второму туру выборов 1-2 июля (второй тур прошёл 3 июля). Практически там не хватало только заставки «Голосуй или проиграешь». В главных ролях сыграли известные тогда артисты, как опытные, так и начинающие. Например Кваша в роли Сталина, моментами просто карикатурно. Виктор Степанов в роли Шаляпина. Гоша Куценко, тогда ещё Юрий – сын Горького. Джигурда в роли художника-священника. Роль самого Горького сыграл малоизвестный актёр Валерий Порошин, надо отдать ему должное, он старался и роль эта пожалуй стала для него «звёздной». Ещё один важный момент это закадровый текст, на фоне исторических документальных кадров, от начала до конца манипуляторский, проводящий антикоммунистические нарративы необходимые накануне выборов.


Картина повествует о последних 16 годах жизни Алексея Горького. Его личной, общественной и литературной деятельности. Но самое главное, взаимодействии с властью, общении с Лениным, Сталиным и чем всё это по мнению авторов обернулось. Забегая вперёд, надо сказать, что по мнению авторов ни чем хорошим для Горького всё это конечно закончится не могло. Итак, первые две серии повествуют о революции и начале 20х. Ленин конечно представлен «кровавым карликом», акцентированно его указание «запирать в концлагерь», хотя конечно же понятно что термин стал «особо нарицательным» только в конце Второй мировой, в связи с открывшимися фактами на территории Германии и Польши. Таким образом мы имеем попытку прямого переноса понятий и популярную до сегодняшнего дня ассоциацию коммунизма и нацизма. Далее, целый ряд баек и «анекдотов», вроде собаки Шаляпина съеденной большевиками и высказывания Ленина о том что Дзержинский «не такой уж и железный». Вообще все события показаны крайне однобоко и конечно же Горький только и делал что «боролся с большевиками», пока Ленин буквально не выставил его из страны.


То же и в продолжении, когда Горький вернулся в сталинский СССР. Тут вам с ходу «расстрелянные дети», тотальный контроль, шпионаж и конечно же анекдотический Сталин в исполнении Кваши. Особенно поражает эпичностью, заключительная сцена общения Сталина с Горьким. Горький не хочет писать книгу о Сталине и тот очень этим расстроен. Сталин выйдя из себя называет Ленина «настоящим упырем», Горького «общипанной курицей», а не буревестником. Горький в ответ – Сталина уголовником, что он «их всех породил» и кидается на Сталина с тростью. Сталин убегает вокруг стола, падает. Такой вот цирк с конями. В финале конечно Горького вероломно убивает кровавая гэбня.


Да, кто бы спорил, непростое время, непростые решения, непростая политика. Жестокий век наступил не с приездом Ленина в опломбированном вагоне и не Сталин придумал систему лагерей, по сути каторгу, существовавшую в России веками. Между тем, автор сценария господин Лапшин, ранее награждённый Советскими наградами и премиями, предпочёл наполнить фильм о Горьком исключительно «зверствами большевиков», «разгоном свободных художников» и «сталинскими репрессиями». Причём умудрился вставить сюда даже «трагедию православия», хотя Горький до самой смерти оставался убеждённым атеистом. То же самое относительно навязчиво продвигаемой в картине оппозиционности Горького, хотя общеизвестно что Алексей Максимович всегда оставался на позициях жёсткой государственной политики и поддерживал Сталина, при этом будучи неограниченным в материальном смысле и пользуясь всеми возможными свободами.


Конечно, «Под знаком Скорпиона» не единственный фильм вышедший после распада Союза, снятый исходя из резко правых позиций. Выходили десятки фильмов на историческую тему периода первой половины 20 века: фильмы Сокурова, Германа, Михалкова, Митты, картины о Маяковском, Есенине, Цветаевой и т. д. и т. п. но откровенно говоря я не помню ни одного фильма снятого хотя бы с объективно нейтральных позиций. К сожалению все они оголтело антикоммунистические. Вот эти фильмы, вкупе с огромным количеством печатной продукции и сформировали устойчивое общественное мнение выгодное только олигархату и позволяющее держать народ в качестве овец.