Почувствовать ребёнка
yana_zinigrad — 30.05.2011 Что делать, когда ребёнок кричит, бьётся в истерике, обижает других детей, делает всё наперекор?Просто сесть рядом, обнять и прочесть в его глазах боль, страх, тревогу, обиды. Слиться с ним в одно, почувствовать себя на его месте. И сказать вслух обо всём, что мешает ему. Снять тяжёлую ношу с его маленьких плеч, унять душевную боль. Просто произнести вслух. Ребёнку трудно жить непонятым, неуслышанным, трудно нести в маленьком сердце непосильный груз одиночества.
Его истерики и взрывы непослушания - это крик о помощи. И часовые сидения за компьютером тоже. Просто у разных детей и в разных ситуациях страх одиночества выражается по разному. Иногода - это уход от реальности, иногда - борьба до последнего всеми доступными средствами.
Недавняя сцена. Мойше и Хаим играют на диване. Хаим мешает Мойшику. Старший реагирует очень бурно и быстро переходит в нападение: пинает младшего ногами, пытается спихнуть его с дивана, кричит и угрожает. Волна злости накрывает Мойше, он весь превращается в комок нервов и перестаёт реагировать на происходящее вокруг, на обращённые к нему слова. У него одна цель - чтобы Хаим исчез.
Я подхожу к моему сыну, прижимаю к себе его вздрагивающее от махания ногами и криков тельце. Я сливаюсь с ним в одно целое, впускаю в себя его боль. И шепчу ему на ухо. Облекаю в слова его обиду и злость, раздражение и бессилие.
Я говорю, что ему очень тяжело быть старшим братом, всё время приходится уступать.
Что у него нет возможности заниматься чем-то спокойно и вообще просто быть в тишине.
Я говорю, что знаю, как важно ему думать о чём-то, когда ему никто не мешает, как много в его голове есть мыслей.
Я рассказываю Мойше о нём самом, и он внимательно слушает мой рассказ и только согласно кивает "да", а в глазах - слёзы.
Я говорю, что у него большая и очень умная голова, и что иногда все мысли с трудом умещаются там. Что он любит изобретать разные интересные и сложные конструкции и устройства, любит изучать насекомых и растения, любит слушать музыку. И что Хаим часто мешает ему делать всё это.
Я говорю, что я понимаю, как ему тяжело.
Я чувствую, что Мойше уже вышел из "заведённого" состояния. Я говорю, что Хаим любит его и всё время хочет быть с ним и хочет всё повторять за ним. Я говорю, что для Хаима Мойше - самый главный человек, потому что он - его старший брат. И что Хаим совсем не хочет делать плохо и мешать Мойшику, но просто Хаим очень активный и шумный, и он ещё не может сдерживать себя.
Постепенно Мойше успокаивается, мы начинаем обсуждать с ним его проекты и идеи, говорим о разных вещах. Потом он встаёт и идёт заниматься каким-то делом.
Хаим к тому времени тоже переключается на что-то другое, потому что в тот момент, когда Мойше перестаёт отстаивать свои права на диван, Хаим теряет интерес к происходящему.
Совсем не обязательно, что в отношениях между братьями (и сёстрами) должны существовать такие проблемы. Но все мы, родители, не ангелы и иногда мы допускаем очень серьёзные ошибки в отношении к нашим детям. Важно почувствовать и осознать причины "болевых точек" каждого ребёнка и попытаться растопить эту боль, пока причины, вызвавшие её, не забылись и не затерялись среди массы других жизненных событий. Важно не дать ранке превратиться в рубец, вырасти в серьёзную проблему.
|
</> |