Почти шедевр.

Современные фильмы уже нельзя назвать предметами искусства, это скорее аттракцион, цирк. Поэтому время от времени приходится обращаться к наследию древних мастеров.
Накануне пересмотрел Матрицу. Почти шедевр. Поскольку слова также как искусство претерпевают девальвацию, надо пояснить что такое шедевр. Здесь вспоминается фраза Жорж Санд: совершенство это не когда нечего больше прибавить, а когда нечего больше отнять. Итак, шедевр это такое произведение искусства, в котором присутствует незаурядный замысел, а все без исключения элементы реализации подчинены ему. При этом совершенно не обязательно, чтобы произведение обладало внешней симметрией, красотой и стройностью. Главное, чтобы всё следовало законам внутренней необходимости. Например, в одной картине Сергея Соловьева в какой-то момент из шкафа появляется иноагент Гребенщиков и начинает петь песню “Корабль уродов”. Внешне абсурд, а внутри - идеально логично. Такие произведения я сам для себя называю поэтическими, потому что из песни слова не выкинешь, потому что в поэзии связи как семантические, так и ритмические. Да и вообще - поэзия есть высшее проявление словесности.
Так вот, Матрица безусловно поэтическое произведение, в ней каждая сцена, каждая деталь, каждый ракурс, каждый прием и решение имеет смысл. Самое интересное, что при всем этом Матрица ещё и типично постмодернистские произведение, начиная с гениально вырезанной книги, заканчивая отсылками к рукопашным боевикам и супергероике. Так почему же это почти шедевр, а не полностью? Потому что помимо совершенной формы шедевр должен иметь незаурядный замысел. А здесь как раз не дотягивает. О чем Матрица?
Давайте сначала определим её жанр. Она выглядит как раздел научной фантастики киберпанк. И уже здесь кроется некоторый подвох. Киберпанк возникает последним в поджанрах НФ, более того он уже не вполне НФ. Что такое Научная фантастика? Это раздел искусства, в котором исследуются последствия научно-технического, а в отдельных случаях и социального и психологического прогресса. Поэтому основными темами выступают: космос и контакт с другими видами, роботы и искусственный интеллект, отдельные прорывы и изобретения и их влияние. Фантасты это сталкеры, которые выхватывают из Зоны будущего разнообразный хабар, сами не до конца понимая, что именно притащили в настоящее.
А каковы условия возникновения научной фантастики? Очевидно, наука, представление о прогрессе и прочие ценности эпохи просвещения. Свобода, равенство, братство. При этом фантастика тяготеет к двум полюсам: утопия и антиутопия. Утопия научной фантастики отличается от классической утопии, тем что в ней продолжается развитие, изменение, а значит рано или поздно встанет вопрос о пределах развития на человеческом субстрате. В Стране багровых туч Волны неизбежно гасят ветер. И это интересный, мощный, содержательный вызов для человечества, который дает множество разных решений.
Антиутопия в свою очередь, это положение в котором прогресс привел не к демократизации общества и развитию человека, а стал инструментом возвращения к традиционному обществу, со своими непреодолимыми барьерами на новом витке. А традиционное общество, как известно, стремится к гомеостазу и сохранению статуса кво. Таким образом в антиутопии прогресс становится своим собственным могильщиком. Киберпанк же представляет собой ни что иное как каноническую форму антиутопии. И что получается? Получается, что киберпанк это не научная фантастика. Ему ближе жанры свойственные традиционному обществу, а именно эпос, миф, сказка. В современном изводе - фэнтэзи.
Поэтому Матрица (только первая часть) - это хорошее фэнтэзи. В чем отличие хорошего фэнтези от плохого, помимо общелитературных критериев? Магия. В хорошем фэнтези магия подчиняется правилам и ограничениям и поэтому не становится Deus ex Machina. Пример хорошего фэнтези - Волшебник Земноморья. Мы знаем чего маг не может, что может и какой ценой. Пример плохого - Гарри Поттер. Мы не понимаем, что возможно, что нет, и при каких условиях. В первой Матрице с этим всё отлично, поэтому мы сопереживаем за героев даже владеющих магией. Поэтому, кстати, нет смысла предъявлять фильму претензии в антинаучности. Это фэнтези, жанр такой.
Окей, с жанром определись, а зачем мы это делали? А затем, что анализируя фэнтези, надо разобраться, на каких мифах оно выросло. Например, величие Властелина Колец заключается в том числе в том, что автору удалось создать произведение, которое вбирает как христианский, так и языческий миф, при этом христианский - основа и суть, а языческий - форма и стиль.
Матрица старательно воспроизводит гностический миф не развивая его и не внося нового взгляда, кроме неожиданного сеттинга. Мир создан злым демиургом и является тюрьмой для душ. При этом люди не равны изначально. Есть пневматики, избранные, и прочие маглы, сиречь быдло. Только избранные могут вырваться из власти Матрицы, а поэтому жизнь прочих не имеет смысла, и их смело можно валить пачками, это даже благо для них. В фильме так прямо и говорится: все не пробужденные - враги. На всякий случай напомню, что одной из вульгарных форм гностицизма является сатанизм. Гностицизм вообще гораздо больше свойственен западному обществу, чем кажется на первый взгляд. На одних и тех же текстах можно построить очень разные учения. Если для православного нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём — Христос, то для протестанта много званых, но мало избранных. Они вцепились в эту избранность и носятся как с писанной торбой. А потом удивляются, то у них социальный дарвинизм, то расизм, то нацизм, то евгеника, то инклюзивность изо всех щелей лезет. Точнее, это мы удивляемся, а они делают вид, что эксцессы такие. На самом деле не эксцессы никакие, а система. И вот мы видим как Голливуд совершил плавный дрейф от пусть калечного, но христианства к прямому сатанизму. И фильм Матрица стал одной из завершающих вех в этом увлекательном путешествии.
Здесь важно добавить еще один мотив. Когда речь идет шедевре, созданным одним человеком, его появление можно это объяснить гениальностью автора, что бы не означало это слово. Но для рождения шедевра кино требуется вклад десятков и даже сотен людей, деньги и стечение обстоятельств. Шедевр может снять посредственный режиссер, сняв в главной роли деревянного актера. Что и произошло в рассматриваемой картине. Вачевски больше не сняли ничего и близкого по уровню. Киану с одинаковым выражением лица исполняет Будду и наемного убийцу. И удивительным образом, его слабая игра Матрице только на пользу. Любой киношедевр по сути - чудо. Феллини как-то признался, когда сажусь за монтажный стол, всегда поражаюсь, неужели это снял я? Нет, родной, не ты, но через тебя.
Так что и о чем говорит с нами через почти шедевр Матрица?
|
</> |