Почти рождественское

Ничто не способно поколебать моей уверенности в том, что историческое образование - лучшее в мире, а историк - лучшая профессия:). Тем не менее часто приходится отвечать на вопрос, кем бы я стала, если бы жизнь сложилась по-другому...
Жизнь предлагала вполне реальные альтернативы. Если бы не родной истфак, я бы с высокой долей вероятности стала бы профессиональным композитором и писала бы.... церковную литургию. Думаю, красивее музыки нет - что в православной традиции, что в католической, что в иудейской.
Преподававший мне композицию замечательный Артём Артёмыч Агажанов был весьма удивлен, когда я, одиннадцатилетняя, сказала ему об этом:)). Ведь это, пожалуй, был единственный жанр, в котором он не задавал нам писать музыку. Агажанов - признанный мастер лёгкого жанра, и когда мы ему приносили свои неумелые ученические оркестровки, он гладил нас по головам и замечал, что в наше время композитору, чтобы зарабатывать себе на жизнь, нужно писать музыку, которую он может, имея под руками инструмент, сыграть сам:)), в крайнем случае - с парой друзей. В ответ на мою неожиданную заяву атеист и светский лев Агажанов спросил: "Ну ты же понимаешь, что придётся всё время держать планку, и что церковную музыку нельзя писать плохо? Плохие джазовые композиции возможны, плохие эстрадные песни - тоже, а для церкви плохо писать нельзя?"
"Почему?" - спросила я.
"Потому что литургия - это часть пропаганды", - ответил А.А. "А некачественной пропаганде не поверят".
Есть такой омерзительный говнюк в РПЦ, которого давно пора
Здесь два изумительных отрывка Илариона Алфеева - ария из "Страстей по Матфею", солист - тенор Андрей Немзер и изумительный плач Рахели из Рождественской оратории в исполнении лучшего, без преувеличения, российского сопрано - Хиблы Герзмавы: